Уровень senior что это

Уровень разработчика не обязательно определяется многолетним опытом программирования: «джун» вполне может быть старше «сеньора», — всё сводится к профессиональным навыкам. Это не означает, что старший разработчик должен быть специалистом во всём, но можно с уверенностью сказать, что навыки у него гораздо более развиты, чем у разработчиков младшего и среднего уровня.

Но разработчиков различных уровней отличает нечто большее, чем умение собственно программировать. Так в чем именно кроются различия?

Знания

Очевидно, что старший разработчик обладает гораздо более обширными знаниями. Для младшего разработчика изучить шаблоны проектирования, архитектуру, автоматизацию тестирования, методы повышения производительности и обеспечения безопасности и т. д. — отличный способ сократить этот разрыв в знаниях.

Важно знать, как должно создаваться программное обеспечение. Но просто знать всё это — не значит быть разработчиком более высокого уровня. Знания — это не ключевое отличие, а лишь один из факторов.


Фото — Clem Onojeghuo, площадка Unsplash

Программирование

Несмотря на мнение большинства обычных людей, программирование — это не общение с компьютером. Программировать — значит общаться с людьми и отдавать указания компьютерам. Ведь код в итоге компилируется и превращается в нули и единицы.

Код должен нести в себе смысл для тех, кто будет работать с ним в будущем. Команда, подхватившая за кем-то другим проект, должна иметь возможность открыть его исходный код и начать работать над новыми функциями или исправлением ошибок. И здесь кроется существенная разница между «джуном» и «сеньором».

Разработчиков среднего уровня в этом сравнении я учитывать не буду, поскольку в отношении навыков программирования они представляют собой своего рода переходную область — скорее ближе к уровню старшего разработчика. В основном «промежуточное» положение определяется опытом, поскольку обычно «мидл» успевает пройти весь цикл разработки хотя бы раз, а также совершить множество простейших ошибок и извлечь из них уроки.

Как вычислить «джуна»

Младшие разработчики неопытны: иногда это выпускники, которые только начинают работать на полную ставку. В их голове основная задача — заставить код работать. Если приложение работает — значит, оно хорошее.

Писать простой код — это сложная задача. И младшие разработчики этого делать не умеют: обычно код у них довольно своеобразный. Узнать их можно по причудливым однострочникам и чрезмерно сложным абстракциям — так «джуны» стремятся показать себя и пытаются дать понять другим, насколько хорошо они умеют программировать. Но это неверный подход.

Младшие разработчики сосредотачиваются на «компьютерной» части кода, упуская из виду «человеческую».

Как пишут код «сеньоры»

Глядя на код старшего разработчика, можно подумать: и это всё? А где остальное? Достаточно опытный разработчик пишет простой, понятный и, возможно, местами даже чересчур прямолинейный код — и это одно из самых важных качеств, если говорить о программировании. «Сеньор» следует принципу KISS, гласящему, что код должен быть простым и понятным: «Keep it simple, stupid»

Поэтому у старшего разработчика совершенно другой подход к написанию кода: он учитывает удобство дальнейшей поддержки и масштабируемость. Это совершенно не похоже на мышление младшего разработчика: «сеньор» думает о тех, кто будет работать с кодом, а «джуну» важно в первую очередь заставить код работать.

Не программированием единым

Помимо навыков программирования, есть и другие факторы, которые могут подсказать, что за разработчик перед вами.

Младшие разработчики, как правило, выполняют самые простые и не самые важные задачи; они не занимаются разработкой архитектуры. Разработчики среднего уровня тоже не разрабатывают решения, а просто выполняют задачи, однако их меньше контролируют — если задание довольно типовое. А вот «сеньоры» могут разработать приложение совершенно самостоятельно.

Читайте также:  Вконтакте полная компьютерная версия вход

Это не значит, что у старшего разработчика по ходу дела не возникает вопросов: у любого из нас каждый день появляется множество вопросов, и «сеньоры» тут не исключение.

Разница в том, что последние знают, как задавать правильные вопросы и что делать с полученными ответами. Менее опытные разработчики могут задавать правильные вопросы, если речь идет о привычных им задачах, но в более сложных случаях им приходится обращаться за помощью.

Старший разработчик никогда не теряется и знает, как правильно действовать, получив ответ на вопрос. Это не значит, что он не будет просить совета у других — иногда лучшим решением бывает именно обратиться за помощью к тем, кто имеет больше опыта в данной области.

Разработчик среднего уровня также должен уметь задавать правильные вопросы, если только это не очень сложные задачи, требующие глубокого уровня знаний.

А вот в случае «джунов» не следует ожидать, что они смогут задавать нужные вопросы: у них недостаточно практики, поэтому ими должны руководить более опытные коллеги. Младшего разработчика следует обеспечить необходимыми ресурсами или хорошенько подтолкнуть в правильном направлении.

Переход на следующий уровень

Мы все хотим совершенствоваться, в том числе профессионально. Но какие шаги можно предпринять, чтобы перейти на следующий уровень?

От «джуна» — к «мидлу»

Начинающие разработчики не обладают богатым опытом, поэтому важно хотя бы пару раз пройти весь цикл разработки — таким образом вы сможете встретить на своем пути множество ловушек и научитесь их избегать.

Что касается программирования — следует научиться писать простой код: представьте, что после вас над проектом будет работать другой человек. Кроме того, придется научиться заниматься отладкой — это углубит понимание того, что происходит во время работы программы.

Также необходимо ознакомиться с лучшими методиками и побольше узнать об архитектуре, производительности, безопасности и т. д. Закройте пробел в знаниях, отделяющий вас от среднего уровня.

От «мидла» — к «сеньору»

Разработчикам среднего уровня подняться выше может быть довольно сложно: некоторые остаются на этом уровне всю свою карьеру.

Старший разработчик знает, в каких случаях можно пойти на компромисс, и когда этого делать ни в коем случае нельзя — потому что он успел проверить это на собственном горьком опыте.

Чтобы перейти на уровень «сеньора», нужно быть готовым к выполнению задач, за которые никто понятия не имеет, как браться. Нужно знать и уметь больше, чем просто делать свою работу.

Кроме того, как старший разработчик вы должны помогать менее опытным: вы для остальных — спасательный круг, за который можно ухватиться, когда не знаешь, как что-то сделать.

В свете этого неудивительно, что «сеньоры» полностью владеют своим техническим стеком. Нужно не просто уметь программировать, а знать все инструменты и приложения, которые используются в нанявшей вас компании.

Заключение

Разница между «джуном», «мидлом» и «сеньором» заключается не только в многолетнем опыте. Да, можно с уверенностью сказать, что у последнего навыки гораздо более развиты, чем у разработчиков младшего и среднего уровня. Но знание — не самый важный фактор.

Опытные разработчики пишут более простой код и подходят к этому иначе. Но кроме того, чтобы уметь программировать, очень важно также знать, какие вопросы задавать и что делать с полученными ответами. Именно старший разработчик — тот человек, чей богатый опыт позволяет не растеряться и в любой ситуации найти решение.

«Джуну», чтобы расти дальше, нужно постараться научиться писать простой код и пройти через несколько полных циклов разработки. Чтобы подняться выше среднего уровня, нужно сосредоточиться на изучении чего-то большего, чем просто рутинные задачи по исправлению ошибок. Вы должны быть готовы брать на себя самые сложные задачи и полностью овладеть своим техническим стеком. Еще одна обязанность старшего разработчика — выручать менее опытных.

Читайте также:  Vid 8644 pid 8003

Напоследок процитирую Мартина Фаулера:

«Любой дурак может написать код, понятный компьютеру. Хороший программист пишет код, понятный человеку»

Перевод статьи выполнен в Alconost.

Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.

Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.

В форме вопрос-ответ кратко обсуждаем ключевые особенности карьерного роста разработчика и отличия позиций Junior, Middle и Senior.

В нормативных документах существует разделение инженеров-программистов на квалификации третьей, второй и первой категорий. В этих документах даются формальные соответствия образования и стажа работы, положенное для каждой категории.

Эта классификация по понятным причинам удобнее для работы в международных компаниях. Также она более гибко отражает разделение в рамках требований каждой конкретной компании. Так что соответствующие границы субъективные, плавающие и зависят от места работы.

IT – это живой, развитый рынок, и наиболее простой тип оценки уровня – рыночный. Требования к уровню в конкретной области можно определить из вакансий и результатов собеседований.

Да. Такое грубое категориальное разделение никогда не отражает имеющийся опыт. Но чем более формализованы критерии разделения позиций в компании, тем прозрачнее карьерный рост. При этом распространена ситуация, что джуниор в одной компании зарабатывает больше, чем мидл в другом месте.

Зависит. Чем специфичнее область, тем медленнее рост. То есть, например, в вэбе в среднем становятся Senior быстрее, чем в геймдеве. Реальный уровень определяется разнообразием задач в практике программирования. Распространены случаи, когда специалисты делают в течение длительного времени однообразный код, и остаются по опыту на позиции Junior. Зачастую это вина не только самих разработчиков, но и компании.

Junior: студент старших курсов или выпускник, без существенного опыта работы, обычно 0.5-1.5 года реального опыта. Решает стандартные задачи с незначительными рисками. Джуниору нужно помогать и проверять результаты, не давать слишком сложные и длительные задания. После выполнения приходится регулярно делать code review. Владение предметной областью неполное. Нужно понимать, что часть задач требует дополнительного времени для освоения инструментария. Однако человек должен сам к этому стремиться.

Middle: Основной работник, умеющий самостоятельно выполнять поставленные перед ним задачи. Обычно 1-3 года опыта. Простые задачи можно не ревьюить. Разработчик может делать длительные таски на 1-2 недели и принимать архитектурные решения. Справляется с нестандартными задачами, а стандартные делает быстрее и с меньшим количеством багов, чем джуниор. Предметной областью владеет достаточно, чтобы обсуждать с коллегами, спорить и находить решения. То есть уверенно знает ключевые технологии.

Senior: работник, хорошо знающий предметную область. Опыт фултайма 4-7 лет. Проводит code review, мыслит проектом на уровне архитектуры и понимает долгосрочные последствия технических решений. Умеет предложить глобальные решения и (если это имеет смысл) альтернативные стеки технологий. Нередко совмещается с управляющими должностями.

Позиции джуниора (младшего разработчика), мидла (разработчика среднего уровня) и сеньора (продвинутого разработчика) не имеют ничего общего с возрастом и опытом — джуниор может быть старше сеньора, а мидл может заниматься программированием дольше него. Сеньора от джуниора и мидла отличает нечто большее, чем навыки кодинга.

Знания

Очевидно, что сеньор знает гораздо больше, чем джуниор и мидл. Изучение шаблонов проектирования, архитектуры, автоматизации тестирования, производительности, безопасности и других аспектов поможет новичкам быстрее приблизиться к более опытным коллегам.

Однако стоит помнить, что знания важны, но это далеко не главное различие между разработчиками разных уровней.

Читайте также:  Digest перевод с английского на русский

Работа с кодом

Несмотря на распространенное представление, программирование — это не общение с компьютером, а общение с людьми. Код следует делать понятным для специалистов, которые обратятся к нему в будущем. Новая команда, ранее никогда не видевшая программу, должна суметь отредактировать или дополнить ее. Именно здесь особенно ярко проявляется разница между джуниорами и сеньорами.

В данном контексте не будем говорить о мидлах — понятно, что они находятся где-то между джуниорами и сеньорами, хоть и ближе ко вторым, чем к первым. Как правило, разработчики среднего уровня уже хотя бы раз прошли весь цикл создания программы, совершили множество самых простых ошибок и извлекли уроки из них.

Как вычислить джуниора?

Джуниоры неопытны. Многие из них только закончили учебу и нашли первую полноценную работу. Часто они хотят, чтобы код просто выполнял свои функции. Действующую программу они приравнивают к хорошей.

Создать простой код сложно, и от младших разработчиков его ждать не стоит — обычно их программы весьма причудливы. Распознать джуниора можно по замысловатым однострочникам и слишком сложным абстракциям. С их помощью они самоутверждаются, показывая коллегам, насколько хорошо умеют писать код. И это неправильно, потому что такой подход усложняет работу другим людям.

А что насчет сеньора?

Глядя на код продвинутого разработчика, можно подумать: и это все? Где остальная часть? Сеньор пишет простой, понятный и, возможно, даже тупой код. И это одно из самых главных достоинств программиста.

Сеньор думает о коде не так, как джуниор: созданные опытным специалистом программы удобно обслуживать и масштабировать.

Больше, чем просто программирование

Помимо навыков написания кода, об уровне разработчика говорят еще несколько факторов.

Джуниоры обычно выполняют самые простые задачи или задачи, не особо влияющие на проект в целом. Например, они не занимаются его архитектурой. Мидлы тоже не разрабатывают законченные решения, а просто выполняют отдельные шаги. От джуниоров они отличаются тем, что могут выполнять рутинные задачи без особого контроля. Сеньоры же могут разработать приложение самостоятельно.

Это не значит, что у продвинутых разработчиков не возникает сложностей. Как и все остальные, они сталкиваются с ними ежедневно, но от джуниоров и мидлов сеньоры отличаются умением правильно задавать вопросы. Мидлы тоже на это способны, когда речь идет об относительно рутинных задачах, но в более сложных ситуациях им нужна помощь.

От джуниоров не следует ожидать верной постановки вопроса. Они неопытны, и им необходим толчок в нужном направлении от мидла или сеньора.

Переход на следующий уровень

От джуниора к мидлу

Важно пройти весь цикл разработки хотя бы пару раз. Таким образом, вы попадете во множество возможных ловушек и научитесь их избегать.

Вы также должны научиться писать простой код — для этого думайте о человеке, который будет работать над программой после вас. Кроме того, научитесь исправлять баги и займитесь самообразованием.

От мидла к сеньору

Переход от среднего уровня к продвинутому может быть довольно сложным. Некоторые разработчики остаются мидлами на протяжении всей карьеры.

Сеньоры знают, от чего в коде можно отказаться, а что убирать нельзя ни в коем случае. Всему этому их научил прежний опыт и ошибки.

Если вы хотите быть сеньором, то будьте готовы выполнять задачи, которые не может выполнить никто другой. Вам также придется помогать менее опытным разработчикам. Вы — их спасательный круг в трудных случаях.

Неудивительно, что сеньоры досконально изучают весь комплекс технологий своей компании. Это больше, чем просто программирование — это погружение во все аспекты создания продукта.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector