Танки с задним расположением башни

В игре Worldoftanks встречаются танки с различным расположением башни. Наиболее распространен классический тип, или традиционное расположение башни. Количество таких танков без учёта АРТ-САУ и ПТ-САУ насчитывает более 300 единиц бронетехники.

Гораздо меньше танков с нетрадиционным расположением башни (без учета АРТ-САУ и ПТ-САУ). Количество таких машин насчитывает не более 20 единиц бронетехники. Судя по числам, такие танки не слишком популярны у игроков, но бывают исключения.

Самый яркий пример – средний французский танк 10 уровня Bat Chatillon 25 , или, как называют его игроки, «Батчат». У этого танка много имён, дарованных игроками. Такая машина встречается почти в каждом бою 10 уровня. Она популярна из-за барабана заряжания на 5 снарядов, каждый из которых наносит в среднем по 390 единиц урона. Вкупе с динамикой на уровне лёгкого танка этот француз становится настоящим монстром, грозой для неповоротливых машин и артиллерии. Правда, надо учитывать, что и броня соответствует такой динамике, то есть крайне слаба.

На самом деле на таких танках сложно, а порой и невозможно играть. Заднее расположение башни не позволяет орудию хорошо опускаться, а порой и подниматься. Вследствие этого становится затруднительно стрелять на рельефной местности или из-за барханов. Также это осложняет выезд из-за угла без использования «обратного ромба» (особого приемы выведения машины из-за угла), который не всегда удаётся применить. У некоторых танков башня не может вращаться на 360 градусов.

Так из-за чего игроки приобретают танки с задним расположением башни? Дело в том, что плюсы с лихвой перебивают минусы как у вышеупомянутого «Батчата», так и аналогичного FV215B. У популярности машин есть несколько причин.

FV215B

1. Такие танки находятся на пути прокачки топов, к примеру, А-44, который стоит на пути к танку «Объект 430».

2. Специфика машин, которая привлекает опытных игроков (к примеру, «Объект 416», который сочетает в себе черты СТ и ПТ).

3. Танк является призом за бои на ГК (глобальной карте), как, к примеру «VK 72.01(K)», получивший прозвище «Тапколев».

Вот несколько советов для игры против таких машин.

• Так как у многих подобных танков башня не вращается полностью (Об.416, Об.430 В-2 и т.д.), сбивайте гусеницу и заходите в тыл, нанося урон.

• Если вы играете на карте, где преобладает рельеф местности, сбивайте гусеницу и заходите за рельеф. Если противник неопытен, то он наверняка поедет за вами, через рельеф, и вы сможете получить преимущество в выстрел.

Если вы сами являетесь тем игроком, который играет на танке с задним расположением башни, примите к сведению следующие рекомендации:

• Передвигайтесь с союзниками или взводным игроком, для того чтобы не быть беспомощным, если противник смог зайти к вам в тыл, и отчасти для собственного спокойствия;

• Избегайте боя на рельефной местности.

Резюмируем. Танки с задним расположением башни – специфические машины, которые понравятся не всем. И все же с ними игрок имеет пару тузов в рукаве. Один из таких танков обязательно рекомендуется к прокачке опытными игроками. Даже если машина вам не по вкусу, благодаря ей вы сможете приобрести опыт в игре против такого типа боевых машин. Скачать игры на компьютер можно на http://www.kachaj-igruhu.com бесплатно.

Всем удачных боёв, танкисты!

Чтобы хорошо провести время за компьютером, можно поиграть в World of Tanks. А вот чтобы хорошо поиграть в танки, тут уже надо постараться.

Наш портал – это фан-сайт, где собраны самые полезные моды по отдельности или в сборках, лучшие прицелы и программы, которые помогут вам оптимизировать боевой интерфейс, поднять фпс, повысить статистику и кпд, да и просто сделать игру комфортной и приятной. В разделе полезные статьи вы узнаете игровые хитрости, тактики, на чем фармить серебро и нагибать рандом.

Наиболее популярным модом на данный момент является – XVM Оленемер (он же Пользомер), который отображает статистику и боевую эффективность своей команды и команды противников. Им пользуется более 960000 игроков со всего мира. Мод позволяет видеть лог нанесенного вами урона, настроить под себя маркеры над танками, всплывающие сообщения об уроне, отображает иконки кланов, оптимизирует мини-карту, полосу захвата базы и прочее. Вы можете сделать свой конфиг или скачать уже готовый вариант.

Не уступают по популярности зоны пробития техники. Поставив такие шкурки, вы сможете видеть слабые места танков, расположение модулей и членов экипажа, целые зоны со слабой броней.

Ежедневно на сайте появляются новые моды: шкурки, иконки танков и экипажа, ангары, озвучка, дамаг панели. Разработчики модов ведут активную работу по обновлению файлов к каждому новому патчу WoT. Файлы можно скачать абсолютно бесплатно, по прямым ссылкам без различных вирусных установщиков. Вы получаете именно то, что хотели без всякого лишнего мусора.

Нам не важен Ваш опыт самое главное- мы ценим то, что вы с нами. На сайте танкистов Mirtankov.net каждого из вас ждут печеньки! Удачной игры.

#### Моды для World of Tanks ### скачай лучшее сегодня

Школа танкостроения СССР всегда отличалась большим разнообразием моделей. В 80-е это вылилось в странную идею принятия на вооружение сразу трех основных боевых танков, но и до того Харьков, Ленинград и Нижний Тагил вовсю соревновались друг с другом, изобретая подчас весьма интересные машины.

ИТ-1. Единственный серийный ракетный танк

Ракетный истребитель танков (часто называемый просто «ракетным танком») ИТ-1 был создан в конце пятидесятых годов. Это была неплохо реализованная в техническом плане идея, правда, устаревшая уже на стадии производства. Он остался единственным ракетным танком без пушки, пошедшим в относительно крупную серию и попавшим на вооружение.

В пятидесятых годах танковая мощь СССР, казавшаяся после мая 1945 года несокрушимой, начала вызывать некоторые сомнения. Самый массовый советский танк того времени, Т54, со своей 100-миллиметровой пушкой уже не мог бороться на больших дистанциях с потенциальными противниками — американскими M48 и особенно M60.

Одним из вариантов было решение проблемы «в лоб»: создать более современный и лучше вооруженный танк (что и привело к разработке Т-62 и Т-64) или предложить абсолютно новое, перспективное решение.

В результате появились ракетные танки — предполагалось, что управляемое ракетное вооружение позволит машине обходиться без пушки и без помех уничтожть вражескую бронетехнику с расстояния 2-3 километра. Хотя ракета точнее снаряда, она малоэффективна на ближних дистанциях, гораздо дороже и габаритнее. И боекомплект ракетного танка состоял из скромных 12-15 ракет.

Зато попадать они могли несравнимо точнее, чем пушки даже новых советских танков. Несмотря на все трудности с управлением ракетами, на большой дальности до 3-3,5 км ИТ-1 (он же «Объект-150») мог уничтожать в 2-3 раза больше вражеской бронетехники, чем артиллерийские танки.

Казалось, что перевод танковых войск на новые, футуристично выглядящие и защищенные не хуже обычных, машины — лишь вопрос времени. Однако, когда после девяти лет разработки комплекс ракетного вооружения 2К4 «Дракон» и сам «Объект 150» были запущены в производство и отправились в войска, оказалось, что перспективные ракетные танки бесперспективны.

Концепция танка без пушки, который не может толком оборонить себя на близких дистанциях и умеет только стрелять по врагам с огромного расстояния, критики не выдержала. Преимущества, обеспечиваемые управляемым вооружением, так и не смогли компенсировать недостатков (хотя в умелых руках ИТ-1 действительно был страшным оружием).

Читайте также:  Intel core i7 4510u 2000 мгц

Более того, развитие и ствольной танковой артиллерии, и ракет, привело к тому, что последние стало возможно запускать и из обычных пушек, что используется по сей день. Довольно удачным, в общем-то, ракетным танкам, в этом мире места не нашлось. Всего было выпущено чуть более 200 ИТ-1, из которых было сформировано несколько батальонов. Два из них, кстати — в БССР.

КВ-7. Три пушки, две или одна?

Фото: wikipedia.org

К началу Великой Отечественной войны с многобашенными танками уже наигрались, и концепция оказалась не очень впечатляющей. Несмотря на то, что в 1941 году балом правили однобашенные машины, все же была предпринята еще одна попытка увеличить огневую мощь методом «просто добавь стволов». Любопытно, что в этот раз многоствольным попытались сделать не танк, а самоходку. В итоге появилась артиллерийская установка КВ-7.

Новой моделью занялись уральские конструкторы. В качестве шасси для новой машины выбрали ходовую часть тяжелого танка КВ-1. С оружием мудрить не стали — наиболее мощными танковыми орудиями СССР были 76,2-мм пушки ЗиС-5 и Ф-34. В начале войны было мало реально поставить на поток производство более крупных орудий, так что на танк просто решили поставить столько пушек, сколько получится. Для начала «Объект 227» вооружили сразу тремя 76,2-мм пушками. Тут же стало ясно, что три орудия во вращающейся башне — это перебор. В результате КВ-7 еще до рождения переродился из танка в САУ. Но даже в самоходку с ее просторным боевым отделением три крупных пушки не влезали.

Пришлось взять орудия помельче: 76,2-мм у КВ-7 осталась только одна, а по бокам воткнули две более скромных 45-мм. Прицеливаться при этом можно было из трех стволов разом — вразнобой не получалось. Кроме орудий, в самоходку установили еще три пулемета, и к декабрю 41-го «Объект 227» был готов. Правда, стреляла САУ посредственно и залпом пушки работать не могла, что делало огонь даже из трех орудий не слишком быстрым. А еще огонь одних пушек сбивал наводку других. Количество стволов снова решили уменьшить.

На этот раз установка получила две одинаковых 76,2-мм пушки (и название КВ-7) — так стрелять проще, а скорострельность выше, чем у трехствольного варианта. Правда, на дворе была уже весна 1942-го — производство перспективной машины затягивалось. Да и перспективность ее уже выглядела не столь очевидной. Становилось понятно, что без создания более мощных орудий не обойтись. Так и вышло: войну в итоге закончили с Т-34-85, Су-100 и ИС-2 с могучей 122-миллиметровкой. Производить же КВ-7 никто не стал. Многопушечность, как и многобашенность, оказалась путем в никуда.

ИС-7. Самый тяжелый из советских

Фото: wikipedia.org

Сверхтяжелыми танками СССР, в отличие от Третьего рейха, не увлекался. Даже те машины, что в Союзе считались тяжелыми (ИС-2 и ИС-3) по массе были вполне сравнимы с немецкой «Пантерой», считавшейся средним танком. Одним из немногих исключений стал огромный ИС-7, хорошо известный поклонникам World of Tanks.

Изначально этот танк должен был стать венцом советского танкостроения, впитать все удачные решения конструкторов тяжелых машин и по возможности обойтись без неудачных. Курировал проект, кстати, не нарком танковой промышленности, а «хозяин» НКВД Лаврентий Берия. Главным конструктором был легендарный Жозеф Котин, создатель многих удачных советских танков того периода .

Разрабатывать ИС-7 начали почти сразу после окончания Великой Отечественной, летом 1945 года. Несмотря на огромную массу (танк весил 68 тонн, далеко превосходя предшественников) ИС-7 не имел какой-то особо огромной пушки в качестве основного вооружения — калибр орудия составлял 130 мм. Зато здесь впервые в истории советских танков была применена механизированная боеукладка. В результате удалось избежать проблем более ранних моделей ИС — низкой скорострельности из-за раздельного заряжания (использование механики увеличивало скорость стрельбы почти в пять раз!). Другим новшеством была система управления огнем. Несмотря на огромную массу, отмечалось, что танк очень маневренный и легко управляется.

В целом машина получилась одной из мощнейших в своем классе, возможно — самым мощным танком в мире. В 1949 году был даже оформлен заказ на 50 штук, который должен был выполнить Кировский завод. Но, видимо, между военными и танкостроителями велись некие подковерные игры, в результате чего ни одного танка из требуемой партии так и не собрали. Что печально — машина получилась явно очень и очень удачной. На сегодня сохранился всего один экземпляр в подмосковной Кубинке.

Объект 416. Советский «Фердинанд»

Танки с задним расположением башни не были характерны для советской конструкторской школы. Но попытки создать что-нибудь «этакое» предпринимались. Еще в конце сороковых годов «отец» Т-54 Александр Морозов предложил создать танк, который бы имел усиленное вооружение и повышенную защищенность при скромной массе в 30 тонн.

Достигнуть нужных параметров предлагалось, помимо прочего, размещением башни в задней части корпуса, созданием этакого советского «Фердинанда». Правда, танк пришлось почти сразу сделать самоходной артустановкой: деньги на САУ были, а на танки фонды у конструкторов уже показали дно.

На тот момент, как писал ведущий специалист по танкам Михаил Свирин, в СССР уже разрабатывалась противотанковая САУ с мощной пушкой — СУ-100П. Но ее недостатком была открытая башня: в условиях возможной ядерной войны такие установки точно были не лучшим вариантом. Морозов же хотел избежать этой проблемы.

Так в 1949 году появился «Объект 416», экипаж которого был надежно укрыт в герметичной башне. Машина вооружалась версией 100-миллиметровой пушки Д-10Т. Однако экзотично для СССР выглядящая башня оказалась довольно сложной, и возились с ней около трех лет. Тем не менее, к концу мая 1952 года опытную машину удалось собрать и приступить к испытаниям.

А здесь Морозова ждала неудача, причем довольно обидная. Недостатков у отлично выглядящей и перспективной в принципе машины оказалось много, и некоторые из них устранить было невозможно. Не удалось завершить даже пробеговые испытания — слишком много пришлось возиться с дефектами. Последующие ремонты выявляли все новые «баги», проблемы выявились и с ходовой, и с управляемостью, и с общей надежностью машины.

В результате «Объект 416» к 1953 году тихо закрыли. А ее конкурент Су-100П, несмотря на открытую башню, оказался намного удачнее, и работы над ним продолжались до начала 60-х годов. Правда, в серию она тоже не пошла.

С момента первых сообщений о программе «Армата» стали появляться самые разные идеи по поводу новой бронеплатформы и основного боевого танка на ее основе. Среди прочих версий фигурировала та, которая касалась компоновки новой машины. Предлагались идеи о размещении моторно-трансмиссионного отделения (МТО) нового танка в передней части бронированного корпуса, и в пользу этой версии приводился ряд аргументов конструктивного характера. После появления фотографии макета самоходной артиллерийской установки на базе платформы «Армата» сторонники версии о переднем МТО укрепились в своем мнении.

Споры относительно компоновки новых бронемашин, вроде бы, утихли. Зато началось другое обсуждение. На всех предыдущих советских и российских танках двигатель и трансмиссия традиционно располагались в задней части корпуса. Ряд любителей военной техники и даже журналисты стали обвинять конструкторов «Арматы» в отходе от традиций и даже стали говорить о каком-то конце отечественной танковой школы.

Читайте также:  Можно ли удалить фото из инстаграм

В доказательство этих слов приводилась компоновка израильских танков семейства Merkava, которые так же имеют двигатель в передней части корпуса. Тем не менее, давно известно, что израильтяне не были первыми в продвижении подобной компоновке бронемашин, а советские инженеры экспериментировали с ней еще за несколько лет до образования Израиля.

Танк проекта А-44

В самом начале 1941 года конструкторы Харьковского машиностроительного завода №183 под руководством А.А.Морозова в инициативном порядке начали разработку проекта, получившего обозначение А-44. В это время харьковские инженеры работали над развитием танка Т-34, который предлагалось оснастить обновленным корпусом и новой ходовой частью. В ходе научных и тактических изысканий конструкторский коллектив пришел к выводу, что текущие тенденции развития танкостроения не оставляют особого выбора.

Новые средние танки имели такое же вооружение, как и последние тяжелые. При этом средние бронемашины были быстрее и маневреннее. Результат столкновения средних и тяжелых танков больше не был заранее понятным. Исходя из этого, Морозов и его сотрудники предложили усилить вооружение среднего Т-34 и соответствующим образом доработать его конструкцию.

Однако простой доработки конструкции не вышло. Предварительные расчеты центровки танка А-44 показали, что самым разумным решением будет размещение боевого отделения в корме танка, а трансмиссию и двигатель стоит переместить в переднюю и среднюю части корпуса соответственно. При такой компоновке можно было одновременно обеспечить должные уровни защиты и огневой мощи, а также оставить достаточные внутренние объемы для размещения экипажа и солидного боекомплекта.

К концу апреля 41-го был подготовлен эскизный проект, подразумевавший создание на одной базе сразу трех танков с различным вооружением и бронированием. Так, толщина лобовой брони трех вариантов А-44 равнялась 75, 90 и 120 мм, а бортовой – 60, 70 и 100 мм. Для того времени это было более чем хорошо. Большинство противотанковых пушек, созданных в конце тридцатых, могло бы только оставить вмятины на катаных листах такой толщины. Однако ценой хорошей защиты, в первую очередь, стала большая масса. Самый легкий и слабо защищенный вариант А-44 по расчетам весил 36 тонн, самый тяжелый – все 50 тонн.

Особый интерес представляет компоновка внутренних объемов бронекорпуса. В передней его части, за толстой броней, предлагалось разместить трансмиссию. Это были многодисковый главный фрикцион сухого трения, механическая коробка передач, по два бортовых фрикциона и одноступенчатых бортовых редуктора. Сразу же за агрегатами трансмиссии находилось рабочее место механика-водителя и только за ним, в средней части машины, располагалось моторное отделение. Объемы двигательного отсека позволяли установить в него дизель В-5 (600 л.с.) или В-6 (850 л.с.), в зависимости от конкретного типа танка.

36-тонный вариант А-44 предполагалось оснащать менее мощным двигателем, а среднюю и тяжелую версии – 850-сильным В-6. Все варианты силовой установки обеспечивали удельную мощность на уровне в 15-18 л.с. на одну тонну веса. Для танков начала сороковых это считалось достаточным. Ходовая часть всех трех А-44 была почти одинаковой, все различия касались амортизации.

С каждого борта танк имел по семь опорных катков и по четыре поддерживающих. Опорные катки имели торсионную подвеску. Ведущее колесо-звездочка цевочного зацепления, как понятно из компоновки трансмиссии, размещалась в передней части машины. Направляющее колесо, в свою очередь, находилось в кормовой части корпуса.

Расчетные ходовые характеристики перспективных танков семейства А-44 были достаточно велики. Самый легкий из них мог разгоняться на шоссе до 65 км/ч, самый тяжелый – до 53 км/ч. Запас хода, в зависимости от конкретного типа колебался от 250 до 300 километров.

Спектр вооружения танков А-44 был достаточно широк. В качестве основного оружия предлагались 57-мм пушка ЗиС-4, 76-мм ЗиС-5 или даже ЗиС-6 калибра 105 мм. Во всех трех случаях предусматривалась установка одного или двух спаренных пулеметов ДТ. Боекомплект 57- и 76-мм орудий составлял по 160 выстрелов, что касается снарядов для 105-мм пушки, то в боевом отделении помещалось только 60 штук.

Вспомогательное вооружение А-44 состояло из одного или двух спаренных с орудием пулеметов ДТ, пулеметов в рубке за рабочим местом механика-водителя и в задней части башни. Кроме того, в командирской башенке можно было поставить установку для пистолета-пулемета ППШ или зенитную спарку пулеметов. Общий боекомплект всех пулеметов составлял 2600 патронов.

Экипаж танков А-44 всех версий состоял из пяти человек. Механик-водитель располагался в передней части машины, слева от продольной оси. Сразу за ним, в специальной рубке с пулеметом, находилось рабочее место стрелка-радиста. Командир, наводчик и заряжающий, в свою очередь, размещались в башне. В распоряжении командира была небольшая башенка на крыше основной башни, которая оснащалась наблюдательными приборами и амбразурой.

Посадку и покидание танка предлагалось осуществлять через три люка: один на рубке стрелка-радиста, два других – на крыше башни. Поскольку экипаж танка был разделен и работал в двух отдельных объемах, предполагалась установка на А-44 танкового переговорного устройства и световой сигнализации для взаимодействия командира и механика-водителя.

В мае 1941 года все три варианта танка А-44 вместе с макетом были представлены комиссии Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ). Проект был признан удачным и конструкторам рекомендовали продолжить разработку. Согласно решению комиссии, основные работы по теме А-44 следовало начать к концу лета того же года и к январю 42-го построить опытный образец одной из конструкций. Скорее всего, прототипом мог стать легкий вариант танка: комиссия ГАБТУ рекомендовала сократить боевую массу нового танка до 28-30 тонн.

Однако нападение Германии перечеркнуло планы по созданию перспективного семейства бронемашин на единой базе. Необходимость эвакуации Харьковского машиностроительного завода, а также новые требования времени так и не дали построить хотя бы один прототип А-44. Более того, не удалось даже завершить подготовку документации для сборки опытного образца.

Танк «Объект 416»

Возвращение к альтернативным схемам компоновки танка состоялось только через десять лет после закрытия проекта А-44. Стоит отметить, к тому времени расположение двигателя не в корме де-факто стало стандартом для самоходных артиллерийских установок. Поэтому ряд проблем этой компоновки уже был решен, и можно было спокойно внедрять ее в другие классы бронетехники.

В самом начале пятидесятых годов конструкторский коллектив А.А.Морозова работал над вопросом уменьшения лобовой проекции перспективного танка. Второй вопрос, стоявший перед инженерами, касался начальной скорости снаряда. Перспективный танк должен был иметь возможность уничтожать не только средние бронемашины противника, но и тяжелые. Для этого требовалось длинноствольное орудие, вписать которое в габариты танка классической компоновки было, как минимум, очень сложно, если вообще возможно.

В 1950 году появилась первая итерация проекта «Объект 416». Этот перспективный танк объединял в себе все желаемые характеристики одновременно. Благодаря ряду оригинальных решений «Объект 416» имел максимальную высоту не более 180-185 сантиметров и нес 100-мм пушку с длиной ствола в 55 калибров. По расчетам, такое орудие могло посылать к цели калиберный снаряд с начальной скоростью немногим более километра в секунду. Подкалиберный боеприпас, соответственно, имел еще большую скорость.

Характерной чертой «Объекта 416» стала относительно малая масса при солидном вооружении: максимальный боевой вес танка не превышал 30 тонн. Однако за огневые и весовые качества пришлось заплатить, прежде всего, уровнем защиты. Максимальная толщина броневых листов корпуса равнялась 75 мм, а литой башни – 110 мм. Даже у более старого танка Т-44 броня была толще.

Читайте также:  Intel galileo gen 2

Компоновка «Объекта 416» в некоторой мере напоминала А-44, однако имела ряд значительных отличий. Так, в передней части бронекорпуса устанавливалась не только трансмиссия, но и дизельный двигатель мощностью около 400 л.с. Через пятискоростную коробку передач и планетарные механизмы поворота крутящий момент двигателя передавался на ведущие колеса в передней части машины. Ходовая часть «Объекта 416» оснащалась шестью опорными катками с торсионной подвеской на каждый борт. По «моде» того времени опорные катки имели большой размер и одновременно выполняли функции поддерживающих роликов.

В задней части машины располагалось боевое отделение с вращающейся башней. Примечательно, что сравнительно большие горизонтальные размеры башни позволили разместить рабочие места всех четырех членов экипажа в одном объеме. Правда, необходимость поворота башни потребовала разработать систему стабилизации места механика-водителя.

В итоге удалось сделать уникальную для танкостроения вещь: несмотря на угол разворота башни, механик-водитель, находившийся внутри нее, всегда смотрел вперед по ходу движения. Специальная платформа внутри обитаемого объема компенсировала разворот башни. Единственное неудобство для водителя представляло перемещение его рабочего места из стороны в сторону. Тем не менее, предполагалось, что тренировки помогут свыкнуться с этой особенностью танка.

Рабочие места командира машины и наводчика были гораздо более привычными и не требовали особого привыкания, что нельзя сказать о месте, предназначенном для заряжающего. Поскольку танк «Объект 416» имел уникально малую высоту, все внутренние объемы были соответствующими. Из-за этого заряжающий уже не мог стоять на полу боевого отделения, ему приходилось либо сидеть на небольшом посадочном месте, либо стоять на коленях. В таких условиях переноска 100-мм унитарных выстрелов была далеко не простым делом.

Вероятно, работа с менее тяжелыми и крупными снарядами была бы проще, но в качестве основного оружия для «Объекта 416» была выбрана пермская пушка М-63, сделанная на базе танкового орудия Д-10. От прототипа М-63 отличалась длинным стволом в 55 калибров, а также новым многокамерным дульным тормозом оригинальной конструкции.

Помимо новой пушки на перспективном танке предлагалось установить оригинальные подвесные устройства, благодаря которым экипаж имел возможность наводить орудие по горизонтали не только поворотом башни. Тонкая наводка осуществлялась в пределах сектора шириной 20°. По вертикали пушка качалась от -6° до +35°. В укладках боевого отделения размещалось 35 снарядов. Дополнительное вооружение «Объекта 416» изначально состояло из одного спаренного с пушкой пулемета СГМТ.

Первоначально проект «Объект 416» предлагался в качестве нового среднего танка с повышенной огневой мощью. Однако ограничения по массе и, как следствие, слабое бронирование заставили инженеров пересмотреть класс бронемашины. Лобовая броня в 75 мм уже не обеспечивала требуемый уровень защиты. Поэтому танк «416» вскоре после окончания подготовки эскизного проекта превратился в самоходную артиллерийскую установку. В связи с этим было проведено несколько изменений конструкций, но основная масса технических решений осталась прежней.

Уже в статусе САУ «Объект 416» был построен в единственном экземпляре. В 1952 году прототип, иногда именуемый СУ-100М, прошел государственные испытания, по результатам которых было решено не принимать установку на вооружение. Дело в том, что новая самоходка не имела практически никаких преимуществ перед существующими типами. Кроме того, ряд агрегатов, как то система поворота рабочего места механика-водителя или подвесные устройства пушки, значительно усложняли конструкцию, затрудняли техническое обслуживание и приводили к увеличению стоимости всей боевой машины. В результате единственный собранный «Объект 416» был передан в танковый музей города Кубинка, где и хранится до сих пор.

Проект «Лидер 2000-2005»

В самом конце восьмидесятых годов на Ленинградском Кировском заводе начали разработку проекта с шифром «Лидер 2000-2005». Как ясно из названия, этот танк должен был стать основой отечественных бронетанковых сил в начале XXI века. Развивая текущие тенденции эволюции основных танков, инженеры ЛКЗ решили отказаться от ряда привычных решений, в том числе и от классической компоновки.

В результате появился еще один проект танка, чьи двигатель и трансмиссия располагаются в передней части. Кроме того, проект «Лидер 2000-2005» стал одной из первых отечественных разработок, где особое внимание уделялось повышенному уровню защиты экипажа.

Стоит отметить, что первым шагом по повышению уровня защиты было именно моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса. Таким образом, снаряд, пробивший лобовую броню танка, останавливался двигателем, пусть даже и ценой работоспособности последнего. Тем не менее, лобовую защиту нужно было еще пробить. Композитный лобовой пакет «Лидера» был эквивалентен гомогенной плите толщиной в 800-900 мм, что достаточно для защиты от большинства имевшихся тогда противотанковых средств. В средней части бронекорпуса перспективного танка располагалось отделение управления, представлявшее собой герметичный объем со стенками большой толщины.

Благодаря этому решению вероятность поражения экипажа сокращалась в несколько раз. Примечательно, что особое внимание в отношении защиты не сказалось негативно на ходовых качествах проектного танка. С газотурбинным двигателем мощностью порядка 1700 л.с. танк «Лидер 2000-2005», согласно расчетам, разгонялся по шоссе до 90-95 км/ч.

Поскольку экипаж танка из двух человек должен был работать в отделенном от всего забронированном объеме, инженерам ЛКЗ пришлось разработать необитаемое боевое отделение. В нем, внутри бронированного корпуса, размещался двухкольцевой автомат заряжания с боекомплектом и системой подачи выстрелов наверх, к орудию. Над уровнем крыши корпуса, в свою очередь, монтировалась небольшая башня характерной формы с установленной в ней 152-мм пушкой.

На момент разработки проекта «Лидер 2000-2005» такое орудие существовало только в виде примерных требований, определенных разработчиками танка. По этой причине нельзя говорить о каких-либо конкретных огневых характеристиках. Рядом с пушкой предлагалось установить спаренный пулемет, ПКТ или КПВТ. Оригинальное размещение экипажа потребовало создать системы дистанционного наблюдения, а также управления наведением и огнем.

Для своего времени, равно как и для нынешнего, проект «Лидер 2000-2005» был более чем смелым. Поэтому потенциальный заказчик смотрел на него с определенным недоверием. Кроме того, еще до окончания подготовки эскизного проекта распался Советский Союз. У военных и у конструкторов попросту не оказалось денег для продолжения создания нового танка. В результате «Лидер», не будучи воплощенным в металле, стал последним советским проектом танка с передним расположением МТО и одной из последних разработок танкового конструкторского бюро Ленинградского Кировского завода.

Как видим, слухи о смерти отечественного танкостроения, как минимум, преувеличены. Даже наоборот, стоит радоваться, что оригинальная и перспективная схема компоновки боевых машин наконец-то может получить путевку в жизнь и стать основой для серийной бронетехники. Помимо компоновки спорным моментом танка на базе платформы «Армата» также является необитаемое боевое отделение. Здесь вести сравнение с зарубежной бронетехникой достаточно трудно ввиду отсутствия серийных аналогов.

Так или иначе, новая линейка техники на единой платформе будет представлять большой интерес для военных и любителей военной техники. В противном случае вряд ли бы сейчас шло такое бурное обсуждение еще даже не представленного проекта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector