Солнечный удар | |
---|---|
![]() |
|
Жанр | драма |
Режиссёр | Никита Михалков |
Продюсер | Леонид Верещагин |
Автор сценария |
Владимир Моисеенко Никита Михалков Александр Адабашьян |
В главных ролях |
Мартиньш Калита Виктория Соловьёва |
Оператор | Владислав Опельянц |
Композитор | Эдуард Артемьев |
Кинокомпания | Студия ТриТэ |
Длительность | 180 мин. |
Бюджет | 24 млн долл. |
Сборы | 1,7 млн долл. |
Страна | ![]() |
Язык | русский |
Год | 2014 |
IMDb | ID 4119030 |
Официальный сайт |
«Со́лнечный уда́р» — художественный фильм режиссёра Никиты Михалкова, снятый по мотивам двух произведений Ивана Бунина — рассказа «Солнечный удар» (1925) и дневников 1918—1920 годов «Окаянные дни».
Мировая премьера состоялась 3 октября 2014 года в Белграде (Сербия), в России премьера фильма прошла 4 октября 2014 года, в широкий прокат фильм вышел 9 октября 2014 года. Телевизионная премьера состоялась 4 ноября 2014 на телеканале «Россия-1». В 2015 году на канале «Россия-1» состоялась премьера 5-серийной версии фильма «Солнечный удар» [1] .
Фильм был выдвинут от России на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» [2] , однако номинирован не был.
Содержание
Сюжет [ править | править код ]
Фильм о последних днях безымянного капитана разбитой армии Врангеля в фильтрационном лагере красных в ноябре 1920 года. Его периодически посещают видения давнего, мимолётного адюльтера, когда он был поручиком. Одновременно он задаётся вопросом: «Кто виноват в произошедшем с Россией?». Терзания прекращает только погрузка и капитана, и всех военнопленных лагеря на баржу под предлогом транспортировки до Очакова. После погрузки красные, отбуксировав старое судно на глубину, затапливают его.
В ролях [ править | править код ]
Актёр | Роль |
---|---|
Мартиньш Калита | Поручик Поручик |
Виктория Соловьёва | Незнакомка Незнакомка |
Сергей Карпов | Егорий Егорий |
Анастасия Имамова | Татьяна Татьяна |
Сергей Серов | батюшка батюшка |
Ксения Попович | Оля Оля |
Андрей Попович | Петя Петя |
Александр Устюгов | морской офицер морской офицер |
Виталий Кищенко | ротмистр ротмистр |
Денис Васильев | студент студент |
Александр Адабашьян | фотограф фотограф |
Эдуард Артемьев | ассистент фотографа ассистент фотографа |
Максим Битюков | Тригорин Тригорин |
Мириам Сехон | Розалия Землячка Розалия Землячка |
Сергей Бачурский | Бела Кун Бела Кун |
Кристина Кириллова | Лизонька Лизонька |
Алексей Дякин | Георгий Сергеевич Георгий Сергеевич |
Нина Сизова | Наденька Наденька |
Авангард Леонтьев | факир факир |
Иван Оранский | арапчонок арапчонок |
Милош Бикович | Кока Кока |
Денис Васильев | студент студент |
Кирилл Болтаев | есаул есаул |
Алёна Спивак-Бычкова | дама на корабле дама на корабле |
Олег Граф | офицер офицер |
Александр Мичков | юнкер юнкер |
Сергей Комаров | поручик поручик |
Дмитрий Богаченко | капитан капитан |
Максим Спивак | донской казак донской казак |
Николай Алексеев | чекист чекист |
Владимир Алфёров | пленный белогвардеец пленный белогвардеец |
Александр Обласов | стюард стюард |
Александр Борисов | матрос матрос |
Наталья Суркова | хозяйка гостиницы хозяйка гостиницы |
Анна Воркуева | горничная горничная |
Александр Половец | чекист чекист |
Николай Бушанский | Казак Казак |
Анастасия Исакова | пассажирка пассажирка |
Владимир Юматов | полковник полковник |
Дарья Белоусова | телеграфистка |
Илья Кипоренко | студент студент |
История создания, подбор актеров и съёмки [ править | править код ]
Идея снять фильм по мотивам прозы Ивана Бунина пришла к режиссёру давно; ещё в 2013 году он уточнял: «Более 37 лет назад, когда Бунин был просто запрещён» [3] . Но к реализации своей задумки Никита Михалков смог приступить только в 2010 году.
Тогда к работе над сценарием своего нового фильма Н. С. Михалков пригласил Владимира Моисеенко. Через некоторое время работа над сценарием была прервана в связи с трагическим уходом Владимира Николаевича из жизни. Лишь спустя время Никита Михалков продолжил написание сценария, в качестве соавтора пригласив своего давнего друга и коллегу Александра Адабашьяна. В постпремьерном интервью Н. Михалков рассказал, что 11 раз переписал «от руки» бунинский текст, чтобы понять технику писательского словосложения:
Я прошёл огромный путь. На протяжении 30 лет я так или иначе возвращался к идее снять фильм по мотивам «Солнечного удара». «Солнечный удар» — это не просто обыденная любовная история. «Солнечный удар» — это провидение, магия, нечто неосязаемое и неуловимое, понятное лишь двоим. Одиннадцать раз я переписывал рассказ от руки — пытаясь погрузиться в его энергетику, поймать неуловимую ауру языка. Но приблизиться к таинству этого небольшого рассказа, понять его атмосферу можно, лишь пытаясь понять самого Бунина. Поэтому я вновь и вновь стал перечитывать произведения Ивана Алексеевича. И в какой-то момент понял, что хочу показать в фильме разного Бунина, контрастного, узнаваемого и абсолютно незнакомого. Так появилась идея соединить «Солнечный удар» и «Окаянные дни», где судьба главных героев красной нитью вплетается в жизнь и гибель великой России, русского мира
Подбор актёров [ править | править код ]
На главные роли Никита Михалков пригласил не звёздных актёров, завоевавших профессиональное признание и общественную любовь, а молодых людей, которые только делали первые свои шаги в актёрской профессии.
Поручика играет латвийский артист Мартиньш Калита (дублирует Евгений Миронов [4] ), а «незнакомку» — выпускница ВТУ им. Щепкина [5] Виктория Соловьёва. Эпизодические роли в «Солнечном ударе» исполняют соавтор режиссёра по сценарию Александр Адабашьян и композитор Эдуард Артемьев, написавший музыку к картине.
Места съёмок [ править | править код ]
Натурные съёмки проводились в Павлове-на-Оке, Гороховце и Одессе [6] . Они начались летом 2012 года в городе Гороховец Владимирской области, где была воссоздана уникальная атмосфера и быт уездного города начала XX века, а также в Павлово. Позже съёмки продолжились в Одессе, где была отснята часть картины, повествующая о событиях 1918—1920-х годов, описанных в дневниках «Окаянные дни» [7] .
Съёмки сцен на пароходе проходили в Швейцарии, на Женевском озере. Только здесь удалось найти действующие колёсные пароходы, которые были необходимы для съёмок и воссоздания оживлённого пароходного движения, существовавшего в России в начале XX века [6] . Павильонные съёмки велись на киностудии «Мосфильм». В одном из павильонов был построен трюм баржи, где снимались финальные сцены картины с главным героем и массовкой около 450 человек [7] .
Съёмка картины осуществлялась на цифровой носитель с пяти камер: две снимали общие планы, три — детали [8] .
Съёмочная группа [ править | править код ]
Оператор фильма — Владислав Опельянц, для которого «Солнечный удар» стал четвёртым проектом с Никитой Михалковым. Монтаж картины помогал осуществлять Мича Заец [3] , монтажёр ряда фильмов Эмира Кустурицы.
Музыка [ править | править код ]
В холле парохода незнакомка исполняет за роялем арию Далилы «Mon coeur s’ouvre à ta voix» из оперы Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» (Samson et Dalila). Эту же мелодию герои насвистывают по дороге от пристани в гостиницу.
Песня «Не для меня» исполнена самим Михалковым с Государственным академическим Кубанским казачим хором под руководством Анатолия Арефьева.
Реакция на фильм и рецензии [ править | править код ]
- «Московский комсомолец» назвал ленту одним «из самых обсуждаемых кинособытий года» [9] .
- «Независимая газета» признала, что работа режиссёра вызвала «серьёзную дискуссию в обществе» [10] .
- Н. Михалков предлагал свой фильм отборочной комиссии Венецианского кинофестиваля, но не получил от них ответа [11] .
- «Московская правда» отметила [12] :
Это приговор эпохе. Одна беда — режиссёр, в силу внутренней сложности, насытил свою ленту аллюзиями до такой степени, что неподготовленный зритель рискует в очередной раз отправиться в глубокий нокаут. Ведь он не найдёт в ленте ни любви в традиционном понимании, ни Бунина в школьной интерпретации, ни чётко очерченного жанра, ни обещанной публицистической морали. Михалков — это особый вид искусства
- В журнале «GQ» заявили, что фильм стремится быть «русской Библией» [13] .
- На кинопортале «Film.Ru» оценили фильм на 3/5 заключив, что в фильме множество лишних персонажей, крадущих экранное время у главных героев [14] .
- Интернет-сайт «The Village» указал [15] :
У российских блокбастеров последних лет, от «Адмирала» и «Легенды № 17» до «Сталинграда» и «Поддубного», есть одна неплохая черта — все они с переменным успехом пытаются создать некий миф о России и её героях. Условный школьник после сеанса должен загуглить биографию хоккеиста Харламова или адмирала Колчака — на это тратятся космические деньги, и порой оправданно. Проблема «Солнечного удара» в том, что представить школьника, открывшего Бунина после похода в кино, невозможно: в каждой сцене режиссёр смотрится в зеркало и цитирует исключительно сам себя.
- «Газета.Ру» нарекла фильм «Русской историей глазами Никиты Михалкова» [16] .
- Кинокритик Антон Долин написал [17] :
1. «Солнечный удар» — лучший фильм Михалкова со времён первых «Утомлённых солнцем».
2. Он стал бы лучше в десять раз, если бы его сократили всего лишь в два.
3. Нет суперзвёзд в роли каждого «кушать подано» и нет среди актёров самого Михалкова: это правильно.
4. Одна из худших за всю историю кино эротических сцен. В «Голом пистолете» на таком поставили крест 25 лет назад. И вот опять.
5. Но есть много других, очень хороших, сцен.
6. Если у художника есть свой стиль и язык (у Михалкова они есть), то он к старости имеет полное право на самоповторы и самоцитаты.
7. Восклицания о «трёх часах пустоты» и «о чём всё это?» говорят об элементарной неспособности к анализу, извините. Суть фильма проста и прозрачна, она формулируется в двух словах: русский «Титаник». История мимолетной любви на корабле и кораблекрушение в финале, означающее всемирный потоп, конец света и наказание за грехи. Цельная внятная структура и мысль, с которой трудно поспорить.
Кассовые сборы [ править | править код ]
Фильм не окупил свой бюджет, собрав за первый месяц проката полтора миллиона долларов (при бюджете в двадцать пять миллионов) [18] . Следует отметить, что фильм продолжал прокат на большом экране даже после телепремьеры [19] .
По данным исследовательской группы TNS, доля россиян, посмотревших «Солнечный удар» 4 ноября, превысила 15 %, подняв ленту на вторую позицию совокупного рейтинга. Для сравнения, самое популярное шоу «Первого канала» «Голос» в тот же день собрало чуть более 20 % [20] .
Очередь просмотра
Очередь
- Удалить все
- Отключить
Хотите сохраните это видео?
- Пожаловаться
Пожаловаться на видео?
Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.
Понравилось?
Не понравилось?
Режиссер – Никита Михалков
Продюсер – Леонид Верещагин, Никита Михалков
Оператор – Владислав Опельянц
Композитор – Эдуард Артемьев
Художник – Валентин Гидулянов
Монтаж – Светолик Зайч
Всего одна ночь с незнакомкой становится для главного героя настоящим наваждением. Этот «солнечный удар» не отпускает его даже в самые «окаянные дни» гибели Российской Империи…
Выход новой картины Никиты Михалкова – всегда событие. 9 октября зрителей ждет "Солнечный удар" – фильм снятый по произведениям Ивана Бунина. Также режиссер подготовил пятисерийную версию ленты, которая будет показана на канале «Россия-1». Юлия Киселева встретилась с Никитой Михалковым и узнала, почему Волгу снимали в Швейцарии и по каким причинам режиссер отказался от кинозвезд "первого эшелона".
"Утро России" – информационное шоу о главном!
"Утро России" – это пятичасовое шоу в стиле "инфотейнмент". Каждый день – с понедельника по субботу – мы говорим о главных событиях, о том, что интересует каждого жителя большой страны, что тревожит, заставляет задуматься и вызывает гордость.
В нашей студии мы встречаем тех, кто принимает решения на государственном уровне, а также самых авторитетных экспертов в разных областях.
Формат программы позволяет говорить с гостями студии обстоятельно и подробно. Используя новейшие технические возможности нашей студии, мы можем подключить к разговору собеседника из любой точки земного шара. В нашем распоряжении – практически любое видео и сложная компьютерная графика.
Наши корреспонденты во всех подробностях расскажут о самых интересных событиях во всех областях жизни.
Экономика, общественная жизнь, права детей и взрослых, медицина и спорт – ни одна сторона жизни наших зрителей не останется вне зоны внимания программы.
Любителям мира скорости и адреналина Иван Зенкевич расскажет самые свежие новости с российских автодорог. В его материалах – изменения ПДД, отношения между водителями и пешеходами и, конечно, новинки авторынка.
А тем, кто любит кино и мультфильмы, – подробные рецензии на все новинки проката и репортажи со съемочных площадок.
Специальные репортажи мы посвящаем историям жизненного успеха – как суперзвёзд, так и обычных людей. Возможно, это поможет и нам, и вам не упустить удачу.
Наши корреспонденты и приглашенные нами лучшие эксперты страны помогут вам сориентироваться в любой жизненной ситуации. Как выбрать качественный товар? Как защитить свои права? Где можно сэкономить? Ответы на эти и другие вопросы каждый день в утреннем эфире.
Мы найдём и покажем вам самые популярные и захватывающие видео из всемирной сети. А наши эксперты-биологи интересно и подробно расскажут об особенностях пород домашних питомцев.
А ведут его три прекрасных пары: Анастасия Чернобровина / Андрей Петров, Елена Ландер / Владислав Завьялов и Елена Николаева / Денис Стойков.