Слова различающиеся одной буквой

М Е Т А Г Р А М М Ы

В номере мы начали разговор о словесных головоломках и разобрали один из распространенных типов головоломок – анаграммы. Сегодня мы обратимся к следующему типу – метаграммам.

Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют и головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы.

В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные).

Как и другие словесные головоломки, метаграммы предназначены для индивидуального разгадывания, однако учитель может использовать их и в группе: на занятиях кружка, на школьном вечере.

Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку:
мышка > мошка > кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь.

час в век
час в год
место в парту
зуб в рот
душу в тело
дочь в мать

Много из одного

Можно из одного слова получать разные слова, заменяя в исходном слове лишь одну букву. Конечно, больше слов получится, если возьмём небольшое односложное или двусложное слово, например:

сор – бор, вор, жор, мор, тор, хор; сыр, сэр; сок, сом, сон, соя.

№ 2. Даны слова: бак, порт, лайка. Назовите как можно больше слов, отличающихся от данных лишь одной буквой.

Можно предложить детям задание найти такие слова, из которых получится как можно больше новых слов путем однобуквенных замен.

Метаграммы можно загадывать в стихах.

Я символ власти, нужный королю.
Но если н на в сменить —
Я травку на лугу щиплю
И можете меня доить.

С з нужна в бильярде я,
С ж я след после дождя.
С п я видеть помогаю,
С н путь ночью освещаю.

С с я жажду утолю,
С к я нужен кораблю.

С буквой б я хвойный лес,
С в в чужой карман залез.

С г я очень высока,
С н – жилище для зверька.

Я в геометрии фигура,
Но не овал и не квадрат.
Но к на д смени скорее,
И ты мне будешь страшно рад.

Я живу в дупле в лесу,
Грызть орешки я люблю.
Если сменишь е на у,
Я твой голод утолю.

Я безумно с гайкой дружен,
Нас водою не разлить.
А больным я буду нужен,
Если в на б сменить.

Я животное с рогами,
Но смените а на у,
И увидите вы сами,
Как я превращусь в пургу.

С буквой т я постоянно
Всё чего-нибудь боюсь.
С б — кусок я деревянный,
Для строительства сгожусь.

Я монархом был в России.
Ц на л смени скорей —
Будет ящик, где хранили
Раньше множество вещей.

С р роскошно распускаюсь,
С к я блею и бодаюсь.

Металл я ценный – это ясно,
Но букву первую смени,
И местом стану я опасным,
Смотри во мне не утони.

Первой букву т возьми –
С корабля по мне сойдёшь.
Т на д теперь смени –
Из меня пальто сошьёшь.

С буквой к для тенниса я нужен,
С т я сладок и красив снаружи.

С буквой т его прочтём,
С буквой д мы в нём живём.

Целой группой, не вдвоём
Вместе песни мы поём.
Но как только р смягчите,
Меня в зверя превратите.

Вырвать можешь ты меня
Из тетрадки иль альбома.
Сменишь л на а – и я
Вью гнездо на крыше дома.

Без меня вы не смогли бы на доске писать.
Е на о смени – я буду волны разбивать.

По реке по горной с ю проплывём всегда мы.
С буквой я меня ищи на голове у дамы.

С буквой в больных лечу,
С г весною прилечу.

Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но н на б смени скорей –
И обитатель я морей.

С р меня тянули из земли,
Но достать без мышки не могли.
С буквой щ, хочу иль не хочу,
Рубят лес – я в сторону лечу.

С буквой п я корнеплод,
Вырастаю в огороде.
П на к смени – и вот
Теку вольно на природе.

С буквой щ на самом деле
Я на службе у Емели.
М поставь на это место –
Без меня не будет теста.

Слов, различающихся одной буквой, в русском языке очень много. Поэтому можно предложить ученикам задание найти такие слова и сочинить метаграммы. Это не обязательно делать в стихотворной форме, например: с буквой т это воинское подразделение, а с буквой з – красивый цветок.

Читайте также:  Почему через медиа гет медленно качает

час – бас – бес – вес – век;

час – бас – бал – вал – вол – гол – год (другой вариант: час – чан – сан – сон – гон – год);

кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист;

место – месть – масть – пасть – паста – парта;

зуб – куб – кум – ком – кот – рот;

душа – суша – сушь – суть – сеть – сень – сено – село – тело;

дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.

Бак – лак, мак, пак, рак, сак; бок, бык, бук; бал, бар, бас;

порт – борт, корт, сорт, торт, форт, хорт; пост, поэт; пора;

лайка – байка, гайка, зайка, майка, пайка, сайка, чайка, шайка; лейка; лавка, лапка, ласка.

Идея о том, что дети – великие лингвисты, известна, наверное, каждому родителю.

Все мы умиляемся забавным детским этимологиям и наивному, но поразительно точному чутью языка. Но ребенок растет, и вот его искренний детский интерес к родному языку заменяется скучными школьными правилами и зубрежкой.

Что же делать, чтобы этот интерес продолжал развиваться, как помочь дошкольнику открыть для себя мир Слова? Конечно, в форме игры, увлекательной и для взрослого, и для ребенка. Начнем мы, пожалуй, с фонетики (напомним: фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуковой строй речи).

Расколдуем слово!

Многие дети очень любят игры со словами, их завораживают "словесные превращения", когда одна буква заменяется другой, и смысл слова полностью изменяется. Для начала можно попробовать поиграть, например, в "заколдованную букву". Взрослый заранее придумывает пару слов, отличающихся лишь одной буквой, например, ОВЕЧКА-СВЕЧКА, РОЖКИ-ЛОЖКИ и т.д., и становится колдуном.

Колдун говорит: "На лугу паслись свечки". Ребенок должен расколдовать слово – найти ту самую букву, которая изменила смысл слова. «На лугу паслись овечки!» – восклицает ребенок, и колдун побежден! Эта игра очень выручала нас в долгих очередях к врачу, в дороге и в прочих скучных ситуациях.

После этого мы решили записывать такие словесные превращения и заодно потренироваться в чтении простых слов.

Существует великое множество словесных цепочек, отличающихся только одной буквой. Для того, чтобы игра букв в слове стала наглядной, запишем эти словесные цепочки особым образом. Допустим, существует цепочка из пяти слов: ТОМ, СОМ, КОМ, ЛОМ, ДОМ.

Лист бумаги формата А4 разрежем поперек на три части, сложим каждый прямоугольник пополам, вложим все три один в другой и скрепим в середине степлером, так, чтобы получилась маленькая тетрадка. Теперь разрежем одновременно все шесть ее страничек перпендикулярно сгибу по середине странички.

Наша тетрадка состоит теперь из двух половинок, каждая из которых перелистывается по отдельности. (Подумать о том, как сказать: поворачиваем обрезом к себе, получается что-то вроде двух отрывных календариков, соединенных вместе) На правой половинке запишем вторую, неизменную (подумать) часть слова ОМ, а на каждой страничке левой половины запишем по букве: Т, С, К, Л, Д. Таким образом, обе половинки каждой странички составляют целое слово. На обороте левой половинки можно нарисовать соответствующий предмет, это будет картинка-ответ. Вот другие варианты таких цепочек: ЛУК, СУК, БУК, ЖУК; МАК, БАК, РАК, ЛАК; БОЛЬ, МОЛЬ, СОЛЬ, РОЛЬ, НОЛЬ; КОЧКА, ПОЧКА, ДОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА; ГОРА, КОРА, НОРА, ПОРА. Во всех этих цепочках меняется первая буква слова. Можно менять и среднюю букву (тогда все странички нашей книжки-малютки разрежем не на две, а на три части): БУК, БОК, БЫК, БАК.

Меняющиеся буквы можно подобрать особым образом, так, чтобы они отражали ту или иную характеристику звука: глухость-звонкость (ДОЧКА-ТОЧКА, ГРОТ-КРОТ, ШАГАЛ-ШАКАЛ, КОСТЬ-ГОСТЬ) или твердость-мягкость (ПАЛЬЦЫ-ПЯЛЬЦЫ, НОС-НЁС, ПЫЛ-ПИЛ, ЛЫСЫЙ-ЛИСИЙ, ВОЗ-ВЁЗ). Можно поиграть с омофонами, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному (КОД-КОТ, ЛИСА-ЛЕСА, ЛУК-ЛУГ, ПРУД-ПРУТ).

А вот пары слов, демонстрирующие "смягчающие" функции мягкого знака: МЕЛ-МЕЛЬ, УГОЛ-УГОЛЬ, СЕМЯ-СЕМЬЯ, КОН-КОНЬ, КРОВ-КРОВЬ, ЕЛ-ЕЛЬ, ПОЛКА-ПОЛЬКА, ГАЛКА-ГАЛЬКА, ШЕСТ-ШЕСТЬ. Малышам пока можно не называть (и уж ни в коем случае не навязывать!) строгие школьные термины: глухость, звонкость, твердость, мягкость. Просто удивитесь вместе с ребенком – мы лишь чуть-чуть изменили слово, а смысл у него стал совершенно иной!

Лишняя буква

Запишем на полоске бумаги слово УТОЧКА. Теперь загнем полоску так, чтобы закрыть первую букву. Получилось новое слово – ТОЧКА. Вот еще примеры, в которых первая или последняя буква может быть «лишней», «заколдованной»: ЩЕЛЬ-ЕЛЬ, УКОЛ-КОЛ, ЗУБР-ЗУБ, КОСА-ОСА, МРАК-РАК, ПОЛК-ПОЛ, УДОЧКА-ДОЧКА, ВОЛК-ВОЛ, ЭКРАН-КРАН, ПОЛК-ПОЛ, ВСЛАСТЬ-СЛАСТЬ, БЕДА-ЕДА, ШАР-ШАРФ, СТО-СТОЛ, СТОЛБ, УСЫ-БУСЫ, КРОТ-РОТ, КРОВ-РОВ, ГРОТ-РОТ, РОЗА-ГРОЗА-УГРОЗА, ЛАД-КЛАД-СКЛАД. Такие загадки на прибавление-убавление буквы называются логогрифами.

"Лишнюю" букву можно вставлять и в середину слова:

Читайте также:  Как попасть в личный кабинет налогоплательщика

РУБКА-РУКА, ТЕПЛО-ТЕЛО, ГОРСТЬ-ГОСТЬ, КРАСКА-КАСКА, ЛАПА-ЛАМПА, ПАРА-ПАРКА. В этом случае «лишнюю» букву тоже можно спрятать в складке бумаги, только эта складка будет не в начале и не в конце, а в середине слова.

Мамы и папы наверняка помнят детскую считалку о корабле "Победа":

  • на корабле "ПОБЕДА"
  • после ОБЕДА
  • случилась БЕДА:
  • пропала ЕДА.
  • "Ты украл?" "ДА".
  • Матросы кричат: "А!"

Для детей, которые только начинают читать, можно сделать мини-книжку по принципу телефонного справочника или словаря, где каждая страничка будет на одну букву длиннее, чем предыдущая. Можно придумать свои истории-считалки и для других подобных слов, например, ОГРАДА, ДОСАДА.

  • "Что за ОГРАДА,
  • не выдержала ГРАДА,
  • соседка-то и РАДА,
  • не знает она этого АДА!"
  • "Неужели?" "ДА!"
  • "Ужас какой! А!"

Сделать хотел грозу – а получил козу.

Теперь попробуем немного усложнить задачу. Вашему малышу нужно будет самому превратиться в колдуна и заколдовать слова. Как? Зачеркнуть «лишнюю» букву! Ну, например, во что можно превратить слово «гроза»? Правильно, в «розу»! Вот еще исходный материал для подобных превращений: КОЛЯ, ВАНЯ, ШАРФ, ЛАМПА, ОГОРОД, КРОТ, КРОШКА, СМЕХ, ЛЕНТА, ВЕРБА, ИГРА, ЛОБЗИК, ТИГР, ШПОРА, БРИТВА, КОРКА.

Другой вариант этой игры – не зачеркивать «лишнюю букву», а изменить ее так, чтобы получилось новое слово: КОШКА (КОРКА), БЕЛКА (БУЛКА), ТОЛЯ (КОЛЯ), ОЛЕНЬ (ОСЕНЬ), САЛЮТ (САЛАТ) и т.д. А помните знаменитые задачки на превращение слов, которые нужно выполнить уже не в одно, а в несколько действий? Может быть, волшебнику-самоучке попробовать КОЗУ превратить в ВОЛКА? Да запросто! КОЗА – ПОЗА – ПОЛА – ПОЛК – ВОЛК. А теперь давайте ДЕНЬ превратим в НОЧЬ: НОЧЬ – ДОЧЬ – ДОЛЬ – ДАЛЬ – ДАНЬ – ДЕНЬ.

Теперь попробуем поиграть не с буквами, а с целыми слогами!

Их тоже можно вставлять в слово: КАША-КАЛОША, ЖАБА-ЖАЛОБА, РЕКА-РЕЗИНКА, КОРКА-КОРЗИНКА, РУКА – РУБАШКА, КОРА – КОБУРА. Вот примеры на замену одного слога другим в середине слова: РУСАЛКА-РУЧОНКА; КОБУРА-КОЖУРА-КОНУРА.

Можно менять только вторую часть слова, оставляя первый слог без изменения.

Что дают подобные фонетические игры? Ребенок играет со Словом, пробует его на вкус, учится связывать фонетический облик слова с его лексическим значением, и, между прочим, незаметно приобретает навыки в чтении.

Первые опыты классификации – расселяем звуки

Итак, ваш малыш уже достаточно поднаторел в словесных превращениях, он почувствовал себя настоящим волшебником, который легким движением руки (или пера!) совершает чудеса. Вполне вероятно, что он уже учится в школе.

Пришла пора узнать, как устроены звуки, чем они отличаются друг от друга. Для начала подойдем к зеркалу и попробуем что-нибудь произнести, внимательно глядя на свое отражение. Вы заметили: одни звуки мы произносим с открытым ртом, и воздух свободно выходит из нашего рта (это – гласные звуки), а другие произносятся с сомкнутыми или приоткрытыми губами, и воздух на выдохе встречается с какими-то препятствиями – губами, зубами, языком (а эти звуки называются согласными). Произнося различные звуки, попытайтесь проследить, как меняется ваше лицо, какие органы участвуют «в работе». Моя дочь когда-то придумала, что разные гласные звуки отражают разные настроения: О – удивление, У – обиду, А– испуг, Ы – недовольство; И – похоже на улыбку, Э – (цитирую) «когда человек и не знает, что же ему сказать».

А для чего нужны гласные и согласные звуки?

Представьте себе, если бы в нашем языке были бы только гласные звуки? Или только согласные? Поиграем в такую игру. Один игрок задумывает любое слово и записывает на листке бумаги только согласные этого слова (или гласные). Другой должен отгадать, какое было задумано слово. Например, ТЛВЗР, КРНДШ – ЕЕО, ААА (телевизор, карандаш). В каком случае легче отгадывать и почему?

Кстати, человечество на «заре» своей истории тоже играло в такие игры. Например, в финикийской письменности не было гласных! Поэтому нередко получалось, что разные слова на письме выглядели совершенно одинаково. Запишем по финикийскому методу слово «кит». У нас получится КТ. Но ведь так же мы должны были бы записать и слово «кот». БК – это бак, бок, бык, бук? МЛ – мыл, мал, мёл, мел, мол, мил? ЛП – липа, лапа, лупа?

Давайте построим отдельные домики для наших гласных и согласных! Домики можно нарисовать на листе ватмана и прикрепить на стену. В домиках сделаем окошки для каждого звука, чтобы было видно, кто здесь живет. В «согласном» домике есть двойные окошки для парных звуков-друзей (твердые и мягкие, глухие и звонкие), а есть – одинарные (для непарных).

Глухие и звонкие

Произнесите различные согласные звуки вслух и шепотом. Вы сразу заметите, что звонкий звук шепотом произнести невозможно – он сразу становится глухим. Найдем все глухие и звонкие пары и расселим их по соответствующим окошкам. А теперь будем придумывать слова и предложения, состоящие только из звонких или только из глухих звуков. Для того, чтобы запомнить все глухие согласные, запомните такую фразу: «Фока, хочешь поесть щец?» Если зачеркнуть в ней все гласные и мягкий знак, то останутся только глухие согласные.

Читайте также:  Format fs ntfs quick том не выбран

А теперь расшифруйте вместе с ребенком очень СЕКРЕТНОЕ предложение:

Шил-пыл у папужки зереньгий гослиг.

Ну, как, получилось? Конечно, это начало знаменитой трагической истории о бабушке и ее козлике, только в нем перепутались все пары звонких и глухих согласных. Теперь попробуйте сами зашифровать какой-нибудь простенький текст. Таким образом можно писать друг другу секретные послания и заодно тренироваться в классификации звуков.

Твердые и мягкие

Гласные звуки, как мы уже выяснили, очень любят встречаться с согласными. Только вот одной пятерке гласных (я, ю, е, и, ё) больше нравятся мягкие согласные звуки, а другой (а, у, э, ы, о) – твердые. Вот согласные под них и подстраиваются: встречаясь с первой пятеркой, становятся мягкими (мя, мю, ме, ми, мё), а со второй – твердыми (ма, му, мэ, мы, мо). Но есть и еще один способ твердую согласную превратить в мягкую – это, конечно, мягкий знак. Помните, как мы искали «лишнюю» букву в словах галька, уголь, полька? Что получится, если убрать мягкий знак? А теперь, наоборот, прибавим мягкий знак к словам: ел, кон, мел, мол, был, кров, вес, дан, ясен.

Итак, незаметно, легко и играючи мы познакомились с очень важными лингвистическими понятиями, а главное – смогли вызвать к ним живой и неподдельный интерес.

готовые домашние задания

Home » русский язык » Как различить звуки и буквы? (упр. 69-74) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

69

Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

Вот бутон,
А вот – батон.
Вот бидон,
А вот – питон.
Ну, а вот – бетон.
В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон.
По траве ползёт питон,
Молоко течёт в бидон,
А на стройке есть бетон. Н. Матвеева

• Что обозначают слова, которые вы вписали в предложения? Какое из этих слов вам незнакомо? Подчеркните его.

Бутон — нераспустившийся цветок.
Батон – белый хлеб, продолговатой формы.
Бидон – металлическая емкость для молока.
Питон – змея.
Бетон – строительный материал.

• Какими звуками и буквами различаются слова бутон и батон, бидон и питон, бетон и бидон?

Бутон и батон различаются буквами у — а, звуками[у] — [а].
Бидон и питон различаются буквами б — п, д — т и звуками [б’] — [п’].
Бетон и бидон различаются буквами е — и, т — д и звуками [т] — [д].

70

Рассмотрите рисунки. Произнесите названия изображённых предметов. Какие звуки делают слова разными по смыслу?

• Запишите названия предметов рядом с рисунками.

Шар, шарф Кот, кит

Шар, шарф (звук [ф] делает слова разными по смыслу).
Кот, кит (звуки [о], [и] делают слова разными по смыслу).

71

Соберите из звуков слова. Запишите их.

Санки, коньки, горка, зима.

• Составьте с любым словом предложение на тему «Зимние забавы». Запишите его.

Зимой дети любят кататься на санках с горки.

72

Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.

Произносимые слова состоят из звуков.
На письме звуки обозначаются буквами.

73

Прочитайте. Чем интересно стихотворение?

Белка, балка и булка,
У меня шкатулка,
Ключ, клюв, клюква,
В плюшке пляшет буква,
А из каждой буковки
растут слова, как луковки!
Ю. Мориц

Стихотворение интересно тем, что в нём много слов, отличающихся всего одной буквой, но смысл при этом у них абсолютно разный.
Стихотворение интересно тем, что первые буквы слов каждой строки образуют слово «БУКВА».

• Выпишите слова, которые различаются одной буквой. Подчеркните эти буквы. Объясните значение записанных слов.

Б е лка, б а лка, б у лка; клю ч , клю в ; б уковки, л уковки.

Белка — зверёк-грызун с пушистым хвостом.
Балка — брус.
Булка — белый хлеб, круглой или овальной формы.
Ключ — предмет для открывания замка.
Клюв — окончание рта у птиц.
Буковки — знаки азбуки, уменьшительное от «буквы»
Луковки – небольшая луковица.

74

Прочитайте. Подчеркните «озорные» буквы и верните правильный смысл двустишиям.

Утром бабушка к рубашке
При б ивала мне кармашки.
В новом зоопарке нашем
С т он стоит! Ушами машет.
И. Синицына

Утром бабушка к рубашке
Пришивала мне кармашки.
В новом зоопарке нашем
Слон стоит! Ушами машет.

  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

• Задайте вопрос к каждому второстепенному члену.

(Когда?)Утром бабушка (К чему?)к рубашке
Пришивала (Кому?)мне (Что?)кармашки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector