Схема коммутации звукового оборудования

Начиналась эта статья с простого различия в пайке разъёмов, однако, пришлось копнуть поглубже, т.к. вопрос довольно обширный и мы затрагиваем лишь один из возможных способв коммутации звукового тракта в профессиональной студии. Есть и другие варианты, но они, как правило, более сложные и дорогостоящие, поэтому слово "MADI" мы здесь упоминать не будем 🙂 Итак, поехали.

Во многих серьёзных звуковых картах и АЦП/ЦАП преобразователях используются разъёмы DB-25 (D-Sub). Эти разъёмы могут отвечать и за аудио и за цифровой сигнал. Для начала мы поговорим о различиях в распайке цифрового кабеля, что часто вызывает несовместимость различной аппаратуры между собой.

Например, у меня была проблема подключить конвертер Apogee AD-16X к звуковой карте RMD HDSPe AES. Однако, у каждой проблемы есть решение.

DB25 – это такой здоровенный 25-контактный разъём. Со стороны прибора он упрощает коммутацию, т.к позволяет в небольшое по площади место на его задней панели завести 16 каналов цифрового (или аналогового) сигнала. В нашем случае речь о цифре, а это 8 входов + 8 выходов через каждый DB25 разъём. Если бы вы коммутировали всё разъёмами XLR, понадобилось бы намного больше места, приборы были бы толще и дороже. Короче, никто так не делает, все используют DB25, а дальше пляшите, как хотите.

Разъёмы на приборах выглядят подобным образом:

При коммутации по цифре, разъём DB25 на одном конце провода превращается в 8 XLR разъёмов на другом конце. Сигнал идёт парами – по 2 канала на 1 XLR разъём. Итого у вас получится 4 XLR папы и 4 XLR мамы на другом конце кабеля со стерео AES/EBU сигналом на каждом разъёме. Фишка цифровых DB25 в том, что туда заводятся и входы и выходы одновременно, т.е. вы получаете 4 цифровых стерео входа и 4 цифровых стерео выхода на XLR разъёмах.

Готовый кабель вылядит вот так:

Основная сложность – это

  • Понимать, какая распайка у вас на первом приборе
  • Какая распайка на втором приборе
  • Как вы будете коммутировать их между собой

Не понимая эти три вещи, вы рискуете купить/спаять не тот кабель и мучаться в догадках, почему ничего не работает, хотя вы потратили целую кучу денег на аппаратуру и коммутацию.

Существует 2 типа распайки, ставших стандартами: Tascam и Yamaha. И, хотя, в обеих этих схемах используются разъёмы DB25, распайка разъёмов у них не имеет между собой ничего общего.

Иными словами, если вы воткнёте Tascam кабель в прибор, который работает по стандарту Yamaha, звука не будет. И наоборот.

Вот, в чём разница:

Напоминаем, что в данном случае речь идёт о цифровых разъёмах AES/EBU DB25, а не о традиционных аудио разъёмах, которые также часто вводятся/выводятся через DB25. Кто предупреждён, тот вооружён.

Те же яйца, но более наглядно:

Бренды, использующие Tascam распайку:

Бренды, использующие Yamaha распайку:

Хотелось бы на этом закончить статью, но это только начало наших плясок с бубнами.

Далее пойдём по типам задач:

  1. АЦП – преобразование аналога в цифру через внешний преобразователь.
  2. ЦАП – преобразование цифры в аналог: аналоговое суммирование, либо просто мониторинг и прослушивание записанного сигнала через внешний преобразователь

В компьютер у вас установлена профессиональная звуковая карта, которая принимает только цифровой сигнал. Минимальная задержка на PCIe всё еще более минимальная в отличие от всех проводных соединений, включая Thunderbolt и USB 3.0. В эту звуковую карту нужно подать звук. Для этого используются внешние преобразователи сигнала типа аналог-цифра (АЦП).

Забрать звук с конвертера на карту – это вторая задача, а первая – это подать на ковертер аналоговый сигнал, например с ваших микрофонных предусилителей, пульта и т.п.

Допустим, вы используете внешний конвертер Apogee с разъёмами DB25. В него заводится аналоговый сигнал. чтобы это сделать, вам понадобится спаять кабель с вот такими разъёмами:

На одном конце, как вы догадались, 25-штырьковый D-SUB DB25, а на втором – 8 монофонических XLR. Они симметричные, но сигнал на каждом разъёме – моно. Таким образом, если конвертер у вас 16-канальный, паяется 2 кабеля DB25 – 8XLR. Через эту красоту на конвертер подается аналоговый сигнал.

Есть и другие способы коммутации, на этом этапе уже можно использовать патч-бэй типа тех, что делает RME, либо изготовить подобную панель у нас под заказ. В чём преимущество: на входе в патчбэе – XLR разъёмы, на выходе – DB25. Соответственно, в панель удобно вставлять и выдергивать разъёмы когда и сколько это нужно, а короткая связка по DB25 c конвертером находится у вас в рэке и вам не приходится возиться с длинной кабельной змеёй Панель можно вывести как спереди так и сзади, выглядит всё максимально прилично и аккуратно. Минимум проводов = минимум пыли.

Второй вариант навести порядок – обычная панель типа ART P16 и короткие аналоговые кабели XLR-DB25 – тоже вполне себе решение. Длина кабеля обычно в этом случае требуется небольшая: 1-1,5 м.

Итак, звук в конвертер вы завели. Далее из конвертера по цифре нужно подать сигнал на звуковую карту. Если у них несовместимые разъёмы, выхода у вас 2:

  1. Смастерить переходник DB25 Tascam – DB25 Yamaha
  2. Воспользоваться патч панелью либо закоммутировать между собой 2 кабеля: DB25 Yamaha-8XLR AES и DB25 Tascam-8XLR AES
Читайте также:  Последнее обновление драйвера amd radeon

Патч панель немного упрощает понимание что откуда и куда идёт, однако, первый способ с кабелем-переходником кажется более удобным. Не нужно возиться с кучей XLR разъёмов.

Такие переходники продаются, их можно купить а, следовательно, и спаять, достаточно лишь разобраться со схемами, приведенными выше. В продаже кабели на DB25 довольно дорогие. Вот пример кабеля KLOTZ:

Мы делаем такие кабели и всё, что описано выше на заказ. Получается намного дешевле, чем брать готовые западные бренды.

Если вы не хотите делать кабель-переходник, остаётся лишь коммутировать цифровые кабели через XLR разъёмы между собой. Главное не запутаться, где какой вход и выход. Маму с папой вы точно не перепутаете, а вот с номерами каналов можно запутаться легко.

Итак, аналоговый сигнал в ваш компьютер мы завели. Ура, сигнал пишется.

Дальше хотелось бы всё это дело послушать. Соответственно, из звуковой карты сигнал по цифре идёт на внешний конвертер – ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь).

Тут уже в зависимости от того, что у вас за преобразователь, также подбирается необходимый кабель. Например, я использую 2-канальный ЦАП Digilab, у него стерео вход на XLR AES разъёме. Поэтому из DB25 змеи один из разъёмов я подсоеднияю к своему преобразователю. Всё. Далее уже обычный аналоговый тракт с мониторами и наушниками, ничего сложного.

Удачи вам в коммутации ваших студийных приборов. Будут вопросы – пишите, постараемся улучшить и упростить эту статью для лучшего понимания.

Лично мне пришлось довольно много времени потратить прежде чем всё заработало так, как надо, мне паяли неправильные провода и я не мог понять какого хрена звук с дорогого конвертера пишется с щелчками.

Надеюсь, мой опыт вам пригодится.

Пишите музыку и не забывайте её играть!

Пример законченного рабочего студийного рэка:

Начиналась эта статья с простого различия в пайке разъёмов, однако, пришлось копнуть поглубже, т.к. вопрос довольно обширный и мы затрагиваем лишь один из возможных способв коммутации звукового тракта в профессиональной студии. Есть и другие варианты, но они, как правило, более сложные и дорогостоящие, поэтому слово "MADI" мы здесь упоминать не будем 🙂 Итак, поехали.

Во многих серьёзных звуковых картах и АЦП/ЦАП преобразователях используются разъёмы DB-25 (D-Sub). Эти разъёмы могут отвечать и за аудио и за цифровой сигнал. Для начала мы поговорим о различиях в распайке цифрового кабеля, что часто вызывает несовместимость различной аппаратуры между собой.

Например, у меня была проблема подключить конвертер Apogee AD-16X к звуковой карте RMD HDSPe AES. Однако, у каждой проблемы есть решение.

DB25 – это такой здоровенный 25-контактный разъём. Со стороны прибора он упрощает коммутацию, т.к позволяет в небольшое по площади место на его задней панели завести 16 каналов цифрового (или аналогового) сигнала. В нашем случае речь о цифре, а это 8 входов + 8 выходов через каждый DB25 разъём. Если бы вы коммутировали всё разъёмами XLR, понадобилось бы намного больше места, приборы были бы толще и дороже. Короче, никто так не делает, все используют DB25, а дальше пляшите, как хотите.

Разъёмы на приборах выглядят подобным образом:

При коммутации по цифре, разъём DB25 на одном конце провода превращается в 8 XLR разъёмов на другом конце. Сигнал идёт парами – по 2 канала на 1 XLR разъём. Итого у вас получится 4 XLR папы и 4 XLR мамы на другом конце кабеля со стерео AES/EBU сигналом на каждом разъёме. Фишка цифровых DB25 в том, что туда заводятся и входы и выходы одновременно, т.е. вы получаете 4 цифровых стерео входа и 4 цифровых стерео выхода на XLR разъёмах.

Готовый кабель вылядит вот так:

Основная сложность – это

  • Понимать, какая распайка у вас на первом приборе
  • Какая распайка на втором приборе
  • Как вы будете коммутировать их между собой

Не понимая эти три вещи, вы рискуете купить/спаять не тот кабель и мучаться в догадках, почему ничего не работает, хотя вы потратили целую кучу денег на аппаратуру и коммутацию.

Существует 2 типа распайки, ставших стандартами: Tascam и Yamaha. И, хотя, в обеих этих схемах используются разъёмы DB25, распайка разъёмов у них не имеет между собой ничего общего.

Иными словами, если вы воткнёте Tascam кабель в прибор, который работает по стандарту Yamaha, звука не будет. И наоборот.

Вот, в чём разница:

Напоминаем, что в данном случае речь идёт о цифровых разъёмах AES/EBU DB25, а не о традиционных аудио разъёмах, которые также часто вводятся/выводятся через DB25. Кто предупреждён, тот вооружён.

Те же яйца, но более наглядно:

Бренды, использующие Tascam распайку:

Бренды, использующие Yamaha распайку:

Хотелось бы на этом закончить статью, но это только начало наших плясок с бубнами.

Далее пойдём по типам задач:

  1. АЦП – преобразование аналога в цифру через внешний преобразователь.
  2. ЦАП – преобразование цифры в аналог: аналоговое суммирование, либо просто мониторинг и прослушивание записанного сигнала через внешний преобразователь

В компьютер у вас установлена профессиональная звуковая карта, которая принимает только цифровой сигнал. Минимальная задержка на PCIe всё еще более минимальная в отличие от всех проводных соединений, включая Thunderbolt и USB 3.0. В эту звуковую карту нужно подать звук. Для этого используются внешние преобразователи сигнала типа аналог-цифра (АЦП).

Забрать звук с конвертера на карту – это вторая задача, а первая – это подать на ковертер аналоговый сигнал, например с ваших микрофонных предусилителей, пульта и т.п.

Читайте также:  Регистрация компании в гугл картах

Допустим, вы используете внешний конвертер Apogee с разъёмами DB25. В него заводится аналоговый сигнал. чтобы это сделать, вам понадобится спаять кабель с вот такими разъёмами:

На одном конце, как вы догадались, 25-штырьковый D-SUB DB25, а на втором – 8 монофонических XLR. Они симметричные, но сигнал на каждом разъёме – моно. Таким образом, если конвертер у вас 16-канальный, паяется 2 кабеля DB25 – 8XLR. Через эту красоту на конвертер подается аналоговый сигнал.

Есть и другие способы коммутации, на этом этапе уже можно использовать патч-бэй типа тех, что делает RME, либо изготовить подобную панель у нас под заказ. В чём преимущество: на входе в патчбэе – XLR разъёмы, на выходе – DB25. Соответственно, в панель удобно вставлять и выдергивать разъёмы когда и сколько это нужно, а короткая связка по DB25 c конвертером находится у вас в рэке и вам не приходится возиться с длинной кабельной змеёй Панель можно вывести как спереди так и сзади, выглядит всё максимально прилично и аккуратно. Минимум проводов = минимум пыли.

Второй вариант навести порядок – обычная панель типа ART P16 и короткие аналоговые кабели XLR-DB25 – тоже вполне себе решение. Длина кабеля обычно в этом случае требуется небольшая: 1-1,5 м.

Итак, звук в конвертер вы завели. Далее из конвертера по цифре нужно подать сигнал на звуковую карту. Если у них несовместимые разъёмы, выхода у вас 2:

  1. Смастерить переходник DB25 Tascam – DB25 Yamaha
  2. Воспользоваться патч панелью либо закоммутировать между собой 2 кабеля: DB25 Yamaha-8XLR AES и DB25 Tascam-8XLR AES

Патч панель немного упрощает понимание что откуда и куда идёт, однако, первый способ с кабелем-переходником кажется более удобным. Не нужно возиться с кучей XLR разъёмов.

Такие переходники продаются, их можно купить а, следовательно, и спаять, достаточно лишь разобраться со схемами, приведенными выше. В продаже кабели на DB25 довольно дорогие. Вот пример кабеля KLOTZ:

Мы делаем такие кабели и всё, что описано выше на заказ. Получается намного дешевле, чем брать готовые западные бренды.

Если вы не хотите делать кабель-переходник, остаётся лишь коммутировать цифровые кабели через XLR разъёмы между собой. Главное не запутаться, где какой вход и выход. Маму с папой вы точно не перепутаете, а вот с номерами каналов можно запутаться легко.

Итак, аналоговый сигнал в ваш компьютер мы завели. Ура, сигнал пишется.

Дальше хотелось бы всё это дело послушать. Соответственно, из звуковой карты сигнал по цифре идёт на внешний конвертер – ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь).

Тут уже в зависимости от того, что у вас за преобразователь, также подбирается необходимый кабель. Например, я использую 2-канальный ЦАП Digilab, у него стерео вход на XLR AES разъёме. Поэтому из DB25 змеи один из разъёмов я подсоеднияю к своему преобразователю. Всё. Далее уже обычный аналоговый тракт с мониторами и наушниками, ничего сложного.

Удачи вам в коммутации ваших студийных приборов. Будут вопросы – пишите, постараемся улучшить и упростить эту статью для лучшего понимания.

Лично мне пришлось довольно много времени потратить прежде чем всё заработало так, как надо, мне паяли неправильные провода и я не мог понять какого хрена звук с дорогого конвертера пишется с щелчками.

Надеюсь, мой опыт вам пригодится.

Пишите музыку и не забывайте её играть!

Пример законченного рабочего студийного рэка:

Давайте затронем такую тему, как коммутация домашней студии звукозаписи. Помимо всего музыкального оборудования, которое мы рассматривали ранее, нам понадобиться еще и хорошая система коммутации кабеля. То есть соединение всего музыкального оборудования с помощью кабеля. Большинство начинающих звукорежиссеров не придают этому особого значения, так как считают уже последним делом. Но на самом деле это грубая ошибка.

Хотите верьте, хотите нет, но я полностью убежден в том, что качество звука в студии любого класса зависит от качества коммутации. Проверялось это неоднократно в самых разных студиях и оборудованиях. Таким образом, можно сделать простой вывод. С безграмотным и некачественным соединением музыкального оборудования добиться хороших результатов нельзя. Именно по этой причине ниже я расскажу обо всех ключевых моментах коммутации в домашней студии звукозаписи.

Виды кабеля

Все кабели, которые используются в студии звукозаписи, делятся на два вида:

  • Балансные или симметричные кабели — содержат в себе два сигнальных кабеля и одну металлическую оплетку.
  • Небалансные или несимметричные — содержат один сигнальный кабель и одну металлическую оплетку.

Я считаю, что в своей студии стоит использовать балансные кабели. Называются они так потому, что распаиваются одинаково с обоих концов и их сигнальные жилы не перепутаны местами. Такая распайка дает преимущество в меньшем количестве шумов, которые возникают от различных наводок.

Виды разъемов

Давайте рассмотрим необходимые нам виды разъемов. Однако для начала, нужно разобраться в составных частях:

  • Гнездо — это то, куда подсоединяют кабель;
  • Штекер — это то, что подсоединяют.

Разъемы, которые используются в студии звукозаписи, бывают 4 видов:

Jack (может называться как толстый или большой джек) — его размер 6,3 мм. Еще он обозначается, как 1,4 дюйма. Штекер джек может быть двухконтактным и трехконтактным. Двухконтактный (TS) происходит от (Tip) (3), то есть кончик и (Sleeve) (1), то есть сама гильза. Разделено все это пластиковым черным колечком (4). По сути здесь два контакта — тип и гильза. Что касается трехконтактного джека (TRS), то здесь есть Tip (3), Sleeve (1) и дополнительно добавлен Ring (кольцо в штекере) (2), к которому подходит контакт pro-канала либо инвертирная фаза сигнала.

Читайте также:  Почему видеорегистратор не видит флешку

Трехконтактные джеки используются не только в качестве стерео, но и в качестве балансных моно-кабелей при определенной распайке. То есть если трехконтактный jack может использоваться в моно и стерео, то двухконтактный только в качестве моно-джека. Разъем jack обычно используют при подключении гитары, клавишных инструментов (например, синтезатор), микрофонов, а также процессоров звуковых эффектов. Еще такой разъем стерео джека может использоваться для балансного подключения мониторов к звуковой карте и подключения к ней предусилителя для микрофона и усилителя для наушников. По сути, это довольно-таки универсальный разъем.

Мини джек — этот разъем, кроме как, размером больше ничем и не отличается. Бывает как двухконтактный, так и трехконтактный. В профессиональной среде minijack, пожалуй, используется только в наушниках. Поэтому более подробно о нем мы останавливаться не будем.

Canon XLR (XLR 3) — это профессиональный разъем и в бытовой аудиотехнике он, как правило, не применяется. Представляет собой металлический (иногда пластиковый) разъем с тремя штырьками. Как и в случае с джеком, эти штыри соответствуют тремя контактам: sleeve, tip и ring. С помощью такого xlr разъема коммутируется довольно большой объем студийного оборудования. Например, мониторы, аудиоинтерфейс, предусилитель с микрофоном, а также микрофон с микшерным пультом, усилитель для наушников с аудиоинтерфейсом и многое другое.

RCA-Jack (разъем тюльпан) — он часто встречается в бытовой аппаратуре, но может встречаться на некоторых бюджетных звуковых платах или мониторах. Обычно используется два разъема (левый и правый каналы). В профессиональных студиях звукозаписи тюльпаны используются по большей части как разъемы цифрового интерфейса S/PDIF. Иногда встречаются и на микшерных пультах как выходы для записывающего устройства. Но все же очень часто такой разъем встречается именно в бытовой технике и видеоаппаратуре.

Схема распайки кабеля

Я не буду рассматривать схему распайки кабеля, так как это очень долго. Но полностью оставить такую важную тему без внимания мы просто не можем. Поэтому я прилагаю графические схемы распайки всех необходимых соединительных кабелей и схемы подключения коммутации различного оборудования в домашней студии звукозаписи. Кликните по изображению чтобы увеличить.

’Y’ Leads (Balanced)

’Y’ Leads (Unbalanced)

Вы спросите: «А зачем вообще, паять? Почему нельзя купить готовые соединительные кабели?» Да, купить готовые можно. Но проблема в том, что не все кабели можно легко найти. А готовые распаянные обойдутся вам дороже, чем покупка отдельного кабеля, штекеров и дальнейшая распайка. Еще преимущество заключается в том, что можно купить кабель именно необходимой длины.

Но здесь есть и свои минусы. Дело в том, что не все умеют хорошо паять. В таком случае остается один наиболее оптимальный вариант — купить необходимый кабель и штекеры отдельно. А затем отдать все это профессионалу, который качественно все спаяет. Это выгодно во всех отношениях.

Советы по коммутации

Теперь я хочу вам дать ряд советов по коммутации в домашней студии звукозаписи. Вы должны запомнить и по возможности следовать им. Вот эти рекомендации:

  • Используйте только качественные кабели и разъемы. На этом не экономьте. Конечно, покупать кабель стоимостью в несколько десятков долларов за метр для менее бюджетной аппаратуры будет бессмысленно. Но и покупать поддельные и некачественные изделия за пару рублей за метр от неизвестных производителей тоже не вариант. Я доверяю таким производителям, как Klotz и Proel.
  • Используйте одинаковые кабели для подсоединения одинаковых компонентов. Например, при подключении мониторов к аудиоинтерфейсу, каждый из них должен быть подключен к интерфейсу с одинаковым кабелем. Причем как по длине и распайке, так и по фирме производителя и даже самой модели.
  • Выбирайте балансное подключение. Такое подключение дает намного меньше шумов, которые происходят от различных наводок и позволяет использовать более длинные кабели.
  • Предпочитайте по возможности подключение с помощью разъемов XLR. Они обладают лучшими характеристиками по сравнению с остальными. Но если такой возможности у вас нет, например, когда выходы аудиоинтерфейса использованы джек, а на входе джек и xlr, то тогда используйте кабель джек джек.
  • Если вы решите паять кабели самостоятельно — будьте очень внимательны и не перепутайте местами сигнальные жилы. В противном случае может возникнуть такая вещь, как противофаза и при записи стерео-сигнала в таком случае звука вообще, не будет слышно. А при воспроизведении звук будет взаимоподавляться, то есть один канал будет поедать другой. Поэтому если вы решите паять кабель самостоятельно, то руководствуйтесь теми схемами, которые приложены в этой статье.

На этом мы заканчиваем разбирать тему. Теперь вы знаете, какая должна быть коммутация в домашней студии звукозаписи. Вы уже знаете, какой вид кабеля лучше использовать, какие бывают виды разъемов и схемы распайки кабеля. Также в конце я давал вам полезные советы по коммутации кабеля в студии. Старайтесь обязательно их соблюдать.

(435 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector