Представьте например такую ситуацию

Исходный текст для прослушивания:

По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации дей­ствовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.

Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрица­тельного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх – это за­щитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль – это способ привык­нуть к утратам, смириться с ними

Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рож­дения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите до­мой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вы­шедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удо­вольствие, потому что обрадовали друга, а еще потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.

(Из периодической печати)

• Первый абзац текста и его сжатие:

Первый абзац исходного текста до сжатия

Микротема, затронутая в этом абзаце

Вариант сжатого изложения первого абзаца текста

1) По мнению психологов , на­строение преимущественно зависит не от событий как та­ковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2) Ведь на­строение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое по­ведение в это время. 3) Если мы в какой-то ситуации дей­

ствовали во вред себе, своей

личности, то возникают непри­

ятные переживания, мы начи­

наем чувствуем себя несчаст­

ными. 4) Поведение, которое

делает нас сильнее, способст­

вует нашему развитию, и тогда

настроение улучшается, воз­

Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: напри­мер, от оценки нашего по­ведения в конкретной жиз­ненной ситуации.

Настроение зависит не от самих событий, а от их вос­приятия нами. 2 ) Оно являет­ся нашей оценкой собствен­ного поведения. 3 ) Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4 ) Пове­дение, делающее нас сильнее, улучшает настроение.

Комментарий использованных приемов сжатия:

Первое предложение сжато за счет исключения второстепенной (несущественной) ин­формации: изъята вводная конструкция «по мнению психологов», уточняющее наречие «пре­имущественно». Кроме того, при сжатии первого предложения применен прием упрощения: сложное предложение заменено простым, с однородными членами (придаточная часть стало одним из однородных дополнений).

Во втором предложении переформулирована мысль автора своими словами, то есть ис­пользован прием обобщения.

В третьем предложении осуществлена замена придаточного обстоятельственного пред­ложения деепричастным оборотом, то есть применен прием упрощения (замена сложной син­таксической конструкции более простой). Кроме того, использован прием исключения: а) изъ­ят фрагмент пояснительного характера: «во вред себе (а именно чему?), своей личности»; б) из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного <«то возникают неприят­ные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными») оставлено то, которое облада­ет большей смысловой емкостью в данном контексте.

При передаче основного содержания четвертого предложения применен прием упроще­ния (придаточное определительное заменено синонимичным причастным оборотом). Исходное предложение было сложным с сочинительной и подчинительной связью между частями <«По­ведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость»), а стало простым, осложненным согласованным определе­нием, выраженным причастным оборотом <«Поведение, делающее нас сильнее, улучшает на­строение»).

• Второй абзац исходного текста и его сжатие:

Второй абзац исходного текста до сжатия

Микротема, затронутая в этом абзаце

Вариант сжатого изложения второго абзаца текста

1) Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 2 ) У каждого неприятного и даже отрицательного пере жива- ния есть очень важные поло­жительные функции. 3 ) На­пример, страх – это защит­ная реакция, сигнал о необ­ходимости про- явить осто­рожность. 4 ) Печаль – это способ привыкнуть к утра­там, смириться с ними.

У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции.

1) У каждого отрицатель ного переживания есть важные положительные функции. 2 ) Страх – сигнал проявить осторожность. 3 ) Печаль – способ привыкнуть к утра­там.

Комментарий использованных приемов сжатия:

При сжатии этого фрагмента текста активно использовался прием исключения из текста второстепенной информации.

Читайте также:  Каверзный тест ответ на лампочка

Первые два предложения исходного текста близки по смыслу, выраженному в них, по­этому при сжатии оставлено только второе.

Третье предложение подверглось компрессии за счет исключения несущественной информации: изъято вводное слово «например»-, из двух однородных подлежащих оставлено то, которое обладает большей смысловой емкостью в данном контексте.

В четвертом предложении исключено то, без чего содержание абзаца остается понят­ным и цельным: изъят второй из синонимов в ряду однородных членов.

• Третий абзац исходного текста и его сжатие:

Третий абзац исходного текста до сжатия

Микротема, затронутая в этом абзаце

Вариант сжатого изложения третьего абзаца текста

1) Однако часто положи­тельные стороны отрица­тельных эмоций не могут проявиться без наших усилий. 2) Представьте, например, такую ситуацию. 3) Вы ищете подарок другу на день

рождения, но так и не нахо­

дите ничего подходящего.

4) Когда после долгих поис­

ков приходите домой , вспо­

минаете, что друг недавно

позавидовал тому, что вам

удалось купить только что

вышедший альбом любимой группы. 5) Вам тоже нравит­

ся этот альбом, и расстаться с

ним очень жалко, но в то же

время в глубине души вы по­

нимаете, что это был бы по-

настоящему хороший пода­

рок. 6) Вам грустно отдавать

диск, но, преодолев себя и

подарив его другу, вы испы­

таете удовольствие, потому

что обрадовали друга, а еще

потому, что и его, и ваше

собственное мнение о вас

Положительные функции от­рицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравит­ся, вы обрадуете друга и по­высите свою самооценку.

1) Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ва­ших усилий. 2) Вы долго ищете подарок другу на день

рождения. 3) Придя домой,

вспоминаете: друг позавидо­вал тому, что вы купили но­

вый альбом любимой группы.

4) Преодолевая себя, дарите

ему диск, который вам нра­вится. 5) Так вы обрадуете

друга и повысите свою само­

Комментарий использованных приемов сжатия:

Первое предложение сжато за счет изъятия союза «однако».

Второе предложение исходного текста исключено, так как не несет в себе содержательно важной информации.

При сжатии третьего предложения исходного текста использован прием упрощения – была осуществлена замена части предложения <«но так и не находите ничего подходящего») синонимичным словом «долго».

В четвертом предложении произведена замена придаточного предложения со значением времени деепричастным оборотом, а описательный фрагмент <«только что вышедший») – синонимичным словом <«новый»), то есть снова был использован прием упрощения.

При сжатии пятого и шестого предложений исходного текста мысль автора была переформулирована своими словами, следовательно, применялся такой прием компрессии, как обобщение.

V. Пояснения и комментарии к критериям оценивания сжатого изложения:

Критерий ИК1 «Содержание изложения»

При проверке сжатого изложения эксперты, читая экзаменационную работу, устанавли­вают соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в ин­формации о тексте.

По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю глав­ную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её без искажений. При этом необходимо учитывать, что основное содержание (или главная информация) текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.

Методическая разработка урока.

Подготовила Сдвижкова С.М.,

учитель русского языка и литературы

совершенствование учащимися умения использовать приемы сжатия текста при написании экзаменационной работы;

подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации (ГИА-11)

закрепление знаний о способах сжатия текста;

совершенствование умения использовать приемы содержательной компрессии текста (выделять главную информацию в тексте, свертывать информацию);

совершенствование языковой и коммуникативной компетенций: умения отбирать лексические и грамматические средства языка,

нужные для краткой и связной передачи информации;

развитие внимания, памяти, логического мышления;

воспитание любви и уважительного отношения к русскому языку.

Тип урока – урок закрепления изученного материала.

Методы, используемые на уроке: иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Формы работы: коллективная работа , индивидуальная.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал.

II.Тема урока (1 слайд, см. приложение 1).

III.Определение целей и задач урока (2 слайд).

IV. Повторение изученного на предыдущих уроках материала.

– Какова информационная схема текста? После ответа появляется слайд 3.

-Что такое сжатое изложение?( слайд 4)

-Вспомним способы сокращения текста. Какие вы знаете? (слайд 5)

V.Написание сжатого изложения.

У каждого ученика есть текст А.Грецкова . Начинаем работу по сокращению исходного текста.

Вспомним алгоритм работы (слайд 6).

Читайте также:  Учет товара в магазине программа бесплатно

Учащиеся устно определяют стиль , тип речи, тему текста, количество абзацев, микротем(слад 7).

Микротемы записываем (слайд 8).

Выделяем(подчёркиваем) опорные слова в первом абзаце (микротексте)(слайд 9).

Затем записываем вариант сокращённого текста 1-го абзаца(слайд 10), определяя содержательные и языковые способы сокращения текста (слайд 11). (Коллективная работа.)

Такую же работу проделывают ученики самостоятельно с остальными абзацами. Особое внимание надо уделить з-му абзацу, так как он довольно сложен для сокращения, возможно, что потребуется помощь учителя. Слайды 12-20 появляются после того, как учащиеся запишут свой варианта в тетрадь.

Каждый ученик записывает получившийся текст, редактирует его, особое внимание необходимо уделять связи предложений в тексте. Когда собраны тетради, учащиеся могут познакомиться с вариантом, предложенным на сладе 21.

VII. Домашнее задание(приложение 2).

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.

Продолжить формирование коммуникативно-речевых умений:

умение отбирать в исходном тексте основное;

умение сокращать текст разными способами;

умение правильно и логично излагать свои мысли;

умение точно использовать языковые средства обобщённой

Информационная схема текста.

(ВОПРОС, КОТОРЫЙ СТАВИТ АВТОР В ТЕКСТЕ)

(О ЧЁМ ИЛИ О КОМ ДАННЫЙ ТЕКСТ)

(ЧТО ХОЧЕТ СКАЗАТЬ АВТОР ДАННЫМ ТЕКСТОМ)

Сжатое изложение текста – изложение основного содержания исходного текста, которое кратко и связно определяет проблему, идею, передаёт авторский замысел.

Способы сокращения текста.

1)разделение информации на главную и второстепенную (приём исключения);

2)свёртывание информации за счёт обобщения (приём обобщения).

1)слияние нескольких предложений в одно;

3)исключение уточняющих или

4)исключение одного или несколько

5)исключение фрагментов предложения;

6)исключение отдельных предложений;

7)замена однородных членов обобщающим наименованием;

8)замена фрагмента предложения

9)замена предложения или его части

10)замена СПП простым.

Определить микротемы исходного текста.

Записать (выделить) опорные слова в каждом абзаце (микротексте).

    Осознанно исключить из текста всё несущественное, используя основные приёмы сжатия текста.

    Записать полученные предложения.

    1.Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2.Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. 3.Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными. 4.Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается, возникает радость.

    5.Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 6.У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. 7.Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 8.Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. 9.Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.

    10.Представьте, например, такую ситуацию. 11.Вы ищете подарок другу на день рождения , но так и не находите ничего подходящего. 12.Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 13.Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что был бы по-настоящему хороший подарок. 14.Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытываете удовольствие , потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его , и ваше собственное мнение о вас стало выше.

    15.Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. 16По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью. 17.В идеальном случае радость возникает, когда человек делает нечто приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(251 слов)

    Информация о тексте изложения.

    1)Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами, от оценки нашего поведения.

    2)Положительные функции отрицательных эмоций не могут появиться без наших усилий.

    3)Преодолев себя и отдав другу то , что нам нравится, мы обрадуем друга и повысим свою самооценку.

    4)Радость – это внутренняя награда.

    1) Психологи утверждают, что настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2)Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. 3)Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствовать себя несчастными.4) Если поведение делает нас сильнее, способствует нашему развитию, то настроение улучшается, возникает радость.(68)

    Вариант сокращения 1-го абзаца.

    Читайте также:  Интернет выдаёт ошибку 651 что делать

    Психологи утверждают, что настроение часто зависит не от происходящих событий , а от нашего восприятия их. Если мы действуем во вред себе, то возникают неприятные переживания, а если совершаем что-то хорошее, возникает радость.(32)

    Работа с текстом.

    Исключили отдельные фрагменты предложения №1(приём исключения).

    Образовали сложное предложение путём слияния предложений №2-4( приём обобщения).

    1) Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 2)У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции.3) Например, страх – это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 4)Печаль – это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними. 5)Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.(49)

    Вариант сокращения 2-го абзаца.

    Неприятные эмоции тоже полезны, так как у них есть и положительные функции. Например, страх заставляет быть осторожным, печаль помогает привыкнуть к утратам. Но положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.(33)

    Работа с текстом.

    Образовали сложные предложения путём слияния двух смежных №1-2 и №3-4(приём обобщения).

    1) Представьте, например, такую ситуацию.2) Вы ищете подарок другу на день рождения , но так и не находите ничего подходящего.3) Придя домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 4)Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что был бы по-настоящему хороший подарок.5) Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытываете удовольствие , потому что обрадовали друга, а ещё потому что и его , и ваше собственное мнение о вас стало выше. (95 )

    Вариант сокращения з-го абзаца.

    Бывают ситуации, когда приходится преодолевать себя, свой желания, чтобы доставить радость другу. При этом вы тоже начинаете испытывать радость, повышается ваша самооценка.(22 слова)

    Работа с текстом.

    Использовали приёмы исключения (исключили предложения , содержащие второстепенную информацию) и приёмы обобщения (свернули исходную информацию, переформулировав содержание текста своими словами).

    1)Радость вообще выступает своеобразной внутренней наградой. 2)По большому счёту, любое внешнее поощрение имеет смысл только тогда, когда сопровождается внутренним удовлетворением, радостью.3)В идеальном случае радость возникает, когда человек делает нечто приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(39 слов)

    Вариант сокращения 4-го абзаца.

    Радость – своеобразная внутренняя награда человека. Она возникает, когда человек делает приятное и полезное и для себя, и для окружающих. (19 слов)

    Работа с текстом.

    Использовали приём исключения (исключили фрагменты предложений и предложение №2, содержащее второстепенную информацию)

    Психологи утверждают, что настроение часто зависит не от происходящих событий , а от нашего восприятия их. Если мы действуем во вред себе , то возникают неприятные переживания, а если совершаем что-то хорошее , возникает радость.

    Неприятные эмоции тоже полезны, так как у них есть и положительные функции. Например, страх заставляет быть осторожным, печаль помогает привыкнуть к утратам. Но положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий.

    Бывают ситуации, когда приходится преодолевать себя, свой желания, чтобы доставить радость другу . При этом мы тоже начинаете испытывать радость, повышается наша самооценка.

    Радость – своеобразная внутренняя награда человека. Она возникает, когда человек делает приятное и полезное и для себя, и для окружающих.(1о6слов)

    1.Замените книжное слово ибо нейтральным синонимом.

    2.Выпишите слова с непроизносимой согласной в корне .

    3.Выпишите слово(-а), в котором(-ых) написание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

    4. Выпишите прилагательное, образованное от существительного с помощью суффикса -енн-.

    5.Выпишите № предложения (-ий) с обособленным обстоятельством.

    6. Выпишите № предложения (-ий) с вводным словом.

    7.Выпишите № предложения (-ий) с придаточным времени .

    8.Замените словосочетание внешнее поощрение синонимичным словосочетанием со связью управление .

    9.Выпишите грамматическую основу предложения № 10.

    10.Приведите пример предложения с обособленным приложением.

    11.Выпишите из текста составные именные сказуемые .

    12.Укажите № предложения (-ий) , одна часть которого – односоставное предложение.

    13.Укажите количество грамматических основ в предложении №14.

    14.Укажите номер предложения с последовательным подчинением придаточных.

    Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

    Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

    Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector