Microlab solo 7c схема усилителя

SOLO 6C. Принципиальная схема усилителя мощности.

Это – очередная (третья) из моих заметок про акустику Microlab SOLO6C. Причина ее появления проста – я наконец-то воссоздал полную принципиальную схему устройства (но требуются еще уточнения по номиналам некоторых пассивных элементов, хотя для меня критичными являются лишь индуктивности кроссовера). Вот как пока выглядит последняя, недостающая часть – усилитель мощности и кроссовер.

Очепятка: Q105 это GT1083, соответственно, у Q106 тип GT1081

Начнем с уточнения предположения, высказанного при описании предварительного усилителя. Как выясняется, это я слишком оптимистично решил, что в таком бюджетном решении применяется софтклиппинг по мощности, это оказалось элементарное замыкание выходов предусилителя на массу при включении усилителя дабы избежать щелчка при включении (конечно, дело не столько в щелчке, сколько в возможном нерасчетном по амплитуде ходе звуковой катушки динамиков). На мой взгляд, можно было бы и попроще сделать (правда, и так не сложно), хотя кто знает, может и была здесь заготовка под клиппинг. Для интереса отпаял ножку R104 в предусилителе – щелчок стал гораздо заметнее и неприятнее. То есть, переходной процесс, генерирующий выходное напряжение при включении, идет с предусилителя. Поэтому в усилителе мощности и не установлены выравнивающие резисторы, место под которые разведено (параллельно фильтрующим конденсаторам выпрямителя).

Обратим внимание на маркировку на плате усилителя мощности. Обозначение SDP1-SOLO5C-A22 говорит о том, что она является основой и для младшей линейки SOLO (как ничто и не мешает быть основой и для старшей). Так как нет никаких схемотехнических особенностей с точки зрения индекса “С” (т.е. дистанционного управления), можно сделать вывод о том, что для серии “С” используется совсем другой усилитель. Сразу в голову лезут нехорошие мысли.
Отличаться же усилители моделей 5С, 6С и 7С могут типами выходных транзисторов и усилительными модулями. К тому же, для 7С, вероятно, потребуются радиаторы для диодов выпрямителя или разделение мостов для левого и правого каналов.
На 6С используется усилительный модуль SDP1-PRO11-A11 и по этому обозначению не понять, используется ли он и в других моделях. Принципиальная схема модуля приведена выше, она выделена светло-серым фоном. Детальный вид модуля:

По существу схемы усилителя. Схема тривиальна. Стандартный АВ усилок с глубокой ООС. Срез по ВЧ на входе с 70 Кгц. Дифференциальные усилительные каскады (Q1,Q2,Q1A,Q2A), раскачка на комплементарной паре Q4 и Q4A и выход с них на составные транзисторы оконечного каcкада GT1081 и GT1083 (в гугле их нет, возможно они просто перемаркированы, так же как и микроконтроллер и темброблок-коммутатор в предусилителе).

Усилитель охвачен ООС через R13 C5. Легкоузнаваемая типовая схема 25-30 летней давности, со стандартной защитой выходных транзисторов от перегрузки с помощью транзисторов Q6 и Q6A по сигналам SCP+ и SCP- и температурной коррекции тока покоя оконечного каскада на транзисторе Q101 (Q101′ для левого канала). В зависимости от типа оконечных транзисторов на модуле есть место для дополнительнойкомплементарной пары транзисторов Q7 и Q7A для раскачки. То есть, они понадобятся, если оконечники – не составные транзисторы. На то, что в моем варианте транзисторы составные, указывает и относительно большой номинал резисторов 1R1 и 1R2 в цепи базы, а транзисторы Q7 и Q7A заменены на диоды в прямом включении по цепи база-эмиттер.
Обратимся к литературе, которую я знал наизусть в пору своего увлечения усилителями. К примеру, серия “Массовая радиобиблиотека”, выпуск 1109 1986 года. На рис.75 приведена схема, за мелкими отличиями, полностью аналогичная усилителю SOLO. Учитывая, что схема рис.75 – это упрощенная схема рис.72, то там появляется и недостающая защита по токовой перегрузке, правда более сложная, так как съем сигнала ведется как с эмиттерных, так и с коллекторных цепей выходных транзисторов.

По усилителю прокомментировать пока больше нечего, дальше буду мерять параметры и снимать характеристики (честно говоря, я их знаю и без измерений, включая ФЧХ, так что особого рвения нет). Проверю, как усилитель ведет себя на большой мощности, что творится с просадкой напряжения и прочими вещами.

Читайте также:  Esxi автоматический запуск виртуальной машины

Единственное, несколько настораживает достаточно различные с точки зрения электрических и частотных параметров транзисторы BFS20 и PMBT5401 (в корпусах SOT-23), использованные в симметричных каскадах. Будем надеяться, что все-таки они подходят к друг другу (конечно, ни о каком отборе по параметрам мы и не надеемся, речь про принцип). Ну и целесообразность наличия диодов Q7 и Q7A, вполне можно было обойтись перемычкой или небольшим сопротивлением, зачем лишняя нелинейность в цепи сигнала.

Про термокомпенсацию без контакта термодатчика (Q101) с температурой контролируемого объекта даже и говорить как-то неприлично. Хотя бы на каплю липкой протоплазмы его к радиатору прикрепили, что ли. Таки нет, и припаяли ведь на место подальше от радиатора, хотя контакты специально продублированы непосредственно по одной линии с выходными транзисторами.

Кроссовер и корректирующие цепи выходного каскада подвергнутся надругательствам в следующих сериях.

Вроде, пока все. Оставайтесь на моей волне, продолжение последует (я надеюсь).

Ну и, напоследок, еще раз о том, что же я хочу добиться и для чего все это надо. Вроде, я об этом уже писал, но раз вопрос на форуме повторяется (слава богу, без швондеризма), еще раз поясню.

Microlab SOLO 6C – отличные мультимедийные колонки. Многих они устроят безо всяких переделок и большинство форумчан с overclockers.ru даже никогда их и вскрывать не будет (по крайней мере, если не будет пошаговой инструкции, на 100% ведущей к заметному улучшению звучания). Например, я свои любимые ММ колонки за 12 лет даже ни разу не вскрывал и вообще такого желания не возникало. Некоторые другие свои вскрывал, но по причине легких быстроустранимых неисправностей (хотя там других и быть не может). Если вы идете от дешевой компьютерной акустики к SOLO и не имеете дома Hi-Fi системы, то SOLO (любая), будет звучать просто потрясающе, и вы будете получать от звука настоящее удовольствие. И таких пользователей будет большинство.
Однако, если дома уже есть хорошая Hi-Fi связка источник-усилитель-акустика, плюс все это правильно в нужном месте расположено, есть возможность прослушать и сравнить звучание качественного источника через эту систему и через SOLO, то ни о каком наслаждении звуком от акустики SOLO не может быть и речи. Да, она озвучивает материал, но атмосферу для получения удовольствия от прослушивания в этом случае не создает!
От этого и происходят постоянные коллизии на форумах – битва мнений о том звучат или не звучат SOLO, могут или не могут они воспроизводить басы или музыку в целом. Поскольку оба противоположных лагеря совершенно правы в своих оценках, то и споры и ”экспертные оценки” будут бесконечными.

Отправной пункт будет таким. Самое ценное в колонках SOLO 6С, по моему мнению, это НЧ динамик. Мне кажется, у него есть потенциал, не раскрываемый в текущем схемно-конструктивном исполнении. Про ВЧ динамик у меня мнение похуже, однако, все это пока только по результатам прослушивания SOLO 6С в сборе, возможно смена предусилителя,усилителя мощности, кроссовера, подбор других пассивных элементов, или механические работы по корпусу изменят мое представление как о НЧ, так и о ВЧ головке. Возможно, это еще и из-за особенностей моего слуха – я не воспринимаю частоту выше 12800 Гц, хотя по низам слышу гораздо ниже 20Гц.

Поэтому цель такая – попробовать реализовать этот потенциал (возможно, только кажущийся) по приближению звучания SOLO 6С к начальному Hi-Fi. Это потребует и средств, гораздо больших, чем просто покупка изначально нормальной Hi-Fi связки для компьютера (так как потребуется еще одна система SOLO 6С, контрольный бюджетный Hi-Fi усилитель и Hi-Fi полочники, некоторое оборудование, столярка, запчасти разные), и времени. Такие затраты я себе могу позволить, а по состоянию здоровья заниматься мне ничем серьезным нельзя как минимум еще год, так что и время есть. Возможно, ничего и не получится, но зато, в случае успеха родится инструкция для людей, которые не могут себе позволить сразу купить Hi-Fi связку, или финансировать подобные НИОКР или не располагают квалификацией, временем (да и еще масса вариантов есть, почему лучше идти уже проторенной дорогой), но которые хотят относительно небольшими затратами времени и средств улушить звучание ММ системы.

Читайте также:  Как войти в настройки скайпа

А в случае неудачи – все равно польза. По крайней мере, результат, хоть и отрицательный, тоже результат. Да и не все зря – вот, схемку нарисовал, все польза людям, кому-то наверняка будет интересно. Я радиолюбительством увлекся лет в 12 (а мне скоро уже 50 ), перечитывал все журналы “РАДИО” – полная подшивка была с 1968 по 1988 год. Читал по многу раз от корки до корки, начиная от дальней связи на ламповых трансиверах, заканчивая справочными данными по элементной базе, просто маньячное было увлечение, многое паял сам и дорабатывал, строил и АС, и усилители. Как с технической работы ушел на руководящую – все забросил, сейчас вот приходится по интернету копаться по элементной базе, раньше все в голове было. Наверняка такие радиоманьяки есть и сейчас, и им будет просто любопытно почитать мои опусы – посмотреть схемки, даже если у них и никогда не будет SOLO 6С. Так что, в некотором роде, это и миссионерство.

Ну и, наконец, мне просто уже самому стало это интересно (что, вообще-то, уже давно не случалось).

Комментарии и пожелания здесь. Может, кто в своих СОЛО 4,5,6,7 посмотрит маркировочку на платах усилителей и тип оконечников?

PS. Появились в продаже (в Штатах) NAD355BEE, но цена не радует – почти на 300 баксов дороже 352-го. Разработчики говорят, он того стоит – много фич со своего Hi-End моноблока взяли. Правда, для моих скромных целей все более склоняюсь к 720ВЕЕ – чуть дешевле четвертого ротеля, но зато с ДУ и выходом на саб. Хотя сошел бы даже и 315BEE – звучит он как 325 BEE (схемотехника усилителя почти такая же, только напряжение питания поменьше, Ш-образный сердечник трансформатора, коммутация не реле, а полевиками – все как у SOLO 6С ). Типовое значение THD 0.005%, SNR только похуже, чем у 325, но все равно в норме, пиковый ток в нагрузку 2 Ома – больше 11А! Только не удобно будет сравнительное прослушивание одному делать.

Третьего дня к нам в руки попал интересный комплект акустики от небезызвестной в нашей стране компании Microlab. Solo 7C позиционируется как самый свежий и старший в линейке Solo набор акустики формата 2.0. Индекс «С» означает наличие пульта дистанционного управления – этим данный продукт отличается от своего предшественника Solo 7.

Итак, что же нам обещает производитель? Конечно, вагон и маленькую тележку всенепременнейшего удовольствия от непревзойденного качества звучания. Лестных эпитетов хоть отбавляй: тут вам и «полупрофи», и «хайфайный» подход к мультимедийной акустике, и очень чистое и детальное звучание во всем звуковом диапазоне, и всячески уникальные динамики, разработанные аж самим Питером Ларсеном. Кто это такой, правда, не сообщается. Видимо, чтобы убедить читателя в полной его некомпетентности относительно знания инженерных гениев современности. На поверку оказывается, что тов. П.Ларсен никто иной, как бывший инженер таких компаний, известных своими серьезными компонентами акустических систем, как Vifa, ScanSpeak и Dynaudio, а нынче трудящийся независимым консультантом в «ведущих корпорациях мира, занимающихся производством акустических систем».

Вот такая вирусная реклама Питера Ларсена. Что ж, надеемся, такое портфолио положительным образом отразится на рассматриваемых нами Solo 7C.

Далее мы будем предполагать, что читатель знаком хотя бы поверхностно с линейкой акустических систем Solo (не слышать о них мог только ленивый) и сосредоточимся на особенностях конкретно данной модели.

Производитель заявляет следующие технические характеристики этого комплекта АС (дословно, ничего своего мы не добавили):

  • выходная мощность: 110 Вт (2 х 55 Вт RMS);
  • усилитель: на дискретных элементах (без использования интегральных микросхем в усилителе мощности); подобного рода усилители достаточно дороги и присутствуют в усилителях начального Hi-Fi уровня;
  • диапазон частот: 50 – 31 000 Гц (+/- 3 дБ);
  • материал корпуса: дерево (МДФ);
  • соотношение сигнал/шум: > 85 дБ;
  • гармонические искажения:
Читайте также:  0590 Мтс что это

В 2009 году был разработан альтернативный предварительный усилитель, пригодный для установки в любую мультимедийную активную акустику, существенно расширяющий типовую функциональность имеющихся на рынке устройств. Установочные размеры и дополнительные узлы рассчитаны на конструктив SOLO 4С/5С/6С/7С, поэтому в эти акустические системы ZP2 устанавливается проще всего. Возможно использовать ZP2 и в составе интегрального усилителя начального Hi-Fi уровня.

Комплект предварительного усилителя ZP2 состоит из платы усилителя, блока питания, пульта ДУ, индикатора с переходником, соединительных шлейфов и диска с ПО

В данной статье рассказывается и показывается, как ZP2 устанавливается в корпус активной акустики Microlab SOLO на примере модели 4C, как самого миниатюрного конструктива в серии. Поскольку предварительный усилитель в SOLO 4С/5С/6С/7С абсолютно идентичен (а в простых сериях 4/5/6/7 в семерке снижен коэффициент передачи OУ), усилитель мощности также различается только номиналами нескольких резисторов (но для всех серий возможно различное построение предвыходного-выходного каскадов, в зависимости от типов оконечных транзисторов), несущая панель и радиатор одинаковы для всех, то нижеизложенный материал универсален.

Все доработки проводятся на активной колонке. Для этого ее потребуется разобрать. С тем, чтобы получить доступ ко всему внутреннему пространству корпуса и случайно что-нибудь не повредить или не засыпать опилками, лучше всего произвести полную разборку, со снятием электроники, громкоговорителей, фильтров и силового трансформатора. Если вы готовы работать предельно аккуратно, или если вы работаете с конструктивом SOLO 6 и выше, то процедуру разборки можно упростить и не снимать силовой трансформатор, фильтр и ВЧ головку.

Отключаем сетевой провод от сети и убираем все подсоединения с задней панели. Можно заранее снять ручку регулировки, отвинтить саморез в середине блока RCA разъемов и два винта, крепящих плату предварительного усилителя (один — ближайший к блоку RCA разъемов, второй — ближайший к регулятору громкости).

Отсоединяем от несущей панели и снимаем радиатор, отвернув по его периметру шесть винтов.

Теперь отсоединяем несущую панель от корпуса, отвернув по периметру восемь саморезов. Для снятия панели нужно приложить небольшое усилие, так как по внутреннему периметру имеется резиновая прокладка, которая может удерживать панель. Блок электроники окажется снаружи, с кучей проводов, стянутых полиэтиленовыми стяжками. Кусачками освобождамся от стяжек и панель теперь можно удобно расположить для дальнейшей разборки.

Панель нужно освободить от электроники, чтобы прорезать прямоугольное отверстие под USB раъем (тип B). Отметим, что производитель не жалеет клея, герметика и прочих расходных материалов, поэтому перед отсоединением разъемов их нужно очистить от излишков фиксирующей химии, убрав большие куски пинцетом или пальцами, а на тонких слоях герметика, соединяющих части разъема, сделать надрез отверткой или ножом для облегчения рассоединения. Это надо делать обязательно, так как изделия Microlab не проходят технический контроль, хотя и получают этикетку ОТК, нередко встречается холодная пайка, и, при некотором усилии, можно запросто вырвать нерассоединенный разъем с платы.

Отвинтив накидную гайку и сняв контршайбу с регулятора громкости, снимаем плату предварительного усилителя. У него только пара отсоединяемых разъемов, с короткого торца, идущих на индикатор передней панели и ИК приемник. Отсоединяем их, остальные три разъема распаяны, отсоединяем их ответные части от платы усилителя мощности. Предварительный усилитель снят.

Вот, кстати, как у меня выглядит эволюционное развитие предварительных усилителей для Microlab SOLO:

Справа — оригинальный предусилитель, в центре — ZP1, слева — ZP2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector