Как научить ребенка играть на флейте

Содержание:

Разделы: Музыка

История создания инструмента.

Флейта – один из самых древнейших духовых инструментов. В древности термин «флейта» означал большинство духовых инструментов, но почти все эти инструменты не имели отношения к флейте, которую мы видим сегодня. Менее отдаленным предшественником «флейты с наконечником» (продольной флейты), был флажолет – простенькая дудочка с небольшим количеством клапанов.

Существует предположение, что родиной поперечной флейты является Азия. В Средние Века флейта проникла на запад, где распространилась повсеместно. Изначально она была в виде отрезка тростника, снабженного шестью звуковыми отверстиями и одним для вдувания.

В таком виде она имеет большую популярность в Германии, где постепенно преобразовывается и на всех европейских языках получает название «немецкой флейты». Славу концертирующего самостоятельного инструмента флейта приобретает во Франции, где местные музыканты превращают ее в подлинно оркестровый инструмент наряду с прямой флейтой.

Старонемецкая флейта располагала довольно внушительным объемом, охватывавшим со всеми хроматическими промежутками две с половиной октавы – от ре первой до ля третьей. Самый низкий звук этой флейты получался от сотрясения всего воздушного столба, заключенного в трубке инструмента, тогда как все последующие, в пределах нижней хроматической октавы, образовывались путем постепенного укорачивания его. Таким образом, все звуки, входившие в состав диатонической гаммы ре-мажор, соответствовали основным дырочкам или отверстиям старо-немецкой флейты, а все промежуточные (хроматические) ступени получались при помощи раздвоенной или «вилочной хватки». При таком способе извлечения звука эти промежуточные ступени выходили не очень чистыми, и вскоре для них сделали отдельные отверстия, прикрытые клапанами.

Новую основу устройства флейты впервые разработал Уильям Гордон (1791-1839) шотландец, офицер швейцарской гвардии французского короля Карла 10. После свержения короля и роспуска гвардии, Гордон полностью посвятил себя работе над совершенствованием флейты, но не успел довести свою мысль до завершения.

Его наработками воспользовался Теобальд Бем (1794-1881). В 1832 году он сконструировал коническую флейту с открытыми клапанами. Эта модель инструмента добилась успеха во Франции и Англии, но все еще не была совершенна. Постоянные эксперименты привели к созданию в 1847 году цилиндрического строения флейты, которое используется до сих пор. Также Бем разработал систему клапанов, добился улучшения качества звучания инструмента, расширил диапазон. Теперь флейта стала звучать в пределах 3 октав.

Примерно в таком же виде флейта существует и по сей день.

Первые уроки игры на флейте. Постановка исполнительского аппарата.

Современная флейта состоит из трех частей:

  • верхняя часть называется «головка»;
  • средняя – «корпус»;
  • нижняя – «колено».

Диапазон флейты от до(c) или си(h) первой октавы до до(c) четвертой, опытные флейтисты могут извлекать ноты до ми(e) четвертой октавы, но они достаточно трудные для исполнения и обладают резким, пронзительным звуком.

В настоящее время флейта является одним из самых распространенных духовых инструментов, пользуется особой популярностью среди детей и родителей. Сейчас дети достаточно рано начинают заниматься на флейте, в возрасте 7-10 лет. В эти годы организм ребенка еще слаб и не сформирован, имеет не окрепшую мышечную систему. Поэтому очень важно с особой тщательностью и вниманием отнестись к первым шагам ребенка на флейте.

Дыхательная мускулатура, губы, язык, пальцы, взятые сами по себе, еще не являются исполнительским аппаратом. Таковым они становятся только в результате освоения исполнительских навыков. Для этого они должны объединиться в единый комплекс под названием двигательный аппарат. Двигательный аппарат является инструментом человеческого сознания, его продолжением. Невозможно полноценно развивать исполнительские качества двигательного аппарата, не развивая, прежде всего, музыкального мышления самого исполнителя.

Исполнительский аппарат – это система соответствующих двигательных органов человека, оснащенная исполнительскими навыками и являющаяся функциональным органом музыкального сознания. Исполнительский аппарат состоит из следующих компонентов:

  1. Музыкальное мышление.
  2. Слуховые и двигательные ощущения.
  3. Двигательный аппарат.
  4. Исполнительское дыхание.
  5. Работа губ.
  6. Артикуляция языка.
  7. Координация пальцев.

Главная задача педагога провести маленького ученика в мир музыки и познакомить его с инструментом так, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта, зажатости и неудобств. Очень важно не забывать главное правило, о котором писал Петер-Лукас Граф: «Флейта – только одна из частей вашего инструмента. Когда Вы играете на флейте, Ваше тело также участвует в этом (дыхательные органы, губы, язык, горло, руки)».

Итак, как же подойти к извлечению первого звука?

Тело исполнителя – такой же важный инструмент, как и флейта. Именно оно определяет правильное, красивое звучание. Положение корпуса, дыхание и амбушюр – все вместе отвечает за хорошее звукоизвлечение.

Перед извлечением звука необходимо подготовить тело к занятию. Для правильного функционирования исполнительского аппарата нужно убедиться, что вес распределен равномерно на обеих ногах, спина прямая. Ровную осанку следует держать под особым контролем, сутулость мешает правильному дыханию, приводит к зажатию. Маленькому ребенку трудно контролировать свое тело, при игре на инструменте можно выпрямлять позвоночник, прислонившись спиной к стене.

Правильное положение корпуса – самое важное условие для хорошего контроля над дыханием, оно является основой правильной постановки, имеет большое влияние на все области звукоизвлечения.

Для того чтобы плечи, руки и дыхание оставались свободными, нужно придерживаться нескольких правил:

  1. Ноги должны стоять на ширине плеч, но таким образом, чтобы левая нога была немного впереди.
  2. Взгляд должен быть устремлен перед собой.
  3. Голова свободно балансирует на позвоночнике.
  4. Шея свободна.
  5. Колени слегка пружинят.

Главное, чтобы тело ребенка было в естественном положении.

Перед тем как дать ребенку в руки инструмент, нужно объяснить ему принципы дыхания, сделать несколько упражнений, так как контроль над равномерным потоком воздуха очень важен для правильного звукоизвлечения.

При игре на всех духовых инструментах исполнитель должен пользоваться грудобрюшным (смешанным) дыханием. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного, глубокого вдоха и продолжительного активно управляемого выдоха, являющегося одним из основных условий в образовании и ведении звука [1] . Неправильная работа мышц влияет на звук и его ведение. В исполнительском вдохе участвуют наружные межреберные мышцы и диафрагма. Учиться управлять дыханием следует сначала без инструмента.

[1] Ю. Должиков. Методика. 1. Техника исполнительского дыхания. Издательство «ДЕКА-ВС». Москва 2004.

Первым делом нужно научиться делать вдох в три приема: положив руку на живот наполнить нижнюю часть легких, почувствовав, как мышцы живота отталкивают ее. Затем наполнить воздухом среднюю часть, расширяя ребра. И, наконец, наполнить верхнюю часть легких, выдвигая вперед верхнюю часть грудной клетки. При этом нужно следить, чтобы плечи не поднимались. Ребенок должен научиться делать такой вдох медленно и непрерывно, чувствуя, как воздух равномерно распределяется во всех частях легких.

Чтобы принципы дыхания были более понятны маленькому ученику, нужно уделять много внимания не только правильному вдоху, но и выдоху. Долгий, продолжительный выдох следует осваивать на наглядных упражнениях, которые позволяют управлять струей воздуха. Вот некоторые из них:

  1. Положить кусочек ваты на стол и дуть на него так, чтобы он передвигался по столу в разных направлениях. Для этого каждый раз потребуется разная энергия воздуха.
  2. Полностью выдохнуть весь воздух, подождать несколько секунд пока тело само не скажет, что нужно вдохнуть. Вдох должен быть медленный, как описывалось выше. Затем выдыхать медленно, слушая, чтобы шум воздуха был равномерным.
  3. Сделав глубокий вдох, задержать воздух в легких на несколько секунд. Затем, сложив губы как бы для свиста (произнося букву «ю»), с силой выпустить струю воздуха на свою ладошку, не надувая щек. Ладошка нужна для того, чтобы почувствовать выдуваемую струю воздуха, контролировать ее равномерность.
  4. Взяв тонкий бумажный платочек, приложить его к стенке. Также сделать глубокий вдох и сложив губы для свиста подуть на платочек так, чтобы струя воздуха удерживала платочек у стены как можно дольше.

Похожие ощущения ждут ребенка во время игры на флейте.

После освоения постановки корпуса и основ грудобрюшного дыхания следует заняться постановкой амбушюра.

Дуя на бумажный платочек, мы, таким образом, уже начали подготавливать амбушюр.

Губы являются важнейшим исполнительским органом при игре на флейте. От правильной постановки амбушюра зависит тембр инструмента, полнота, глубина звучания.

Непосредственно перед извлечением первых звуков, надо объяснить ученику, как правильно формировать воздушную струю воздуха.

Одна из главных задач амбушюра создать такую щель в губах, через которую воздух эффективно бы попадал во флейту. Вот несколько простых правил, которые надо соблюдать для правильного извлечения звука:

  1. Челюсть должна быть чуть припущена на расстоянии прикушенного мизинца.
  2. Губы произносят букву «ю», при этом они складываются как бы в маленький хобот.
  3. Верхняя губа направляет струю воздуха на внешний край вдувательного отверстия.
  4. Губы свободны, прикасаются к инструменту легко.

Струя воздуха должна напоминать струю, выдуваемую из соломинки. В качестве наглядного примера можно предложить ученику подуть через соломинку на руку, а затем с теми же ощущениями подуть без нее.

Движением нижней челюсти можно изменять направление струи воздуха, но при этом щель в губах должна сохранять свою форму.

Можно предложить ребенку подуть на свою руку, изменяя направление струи (вверх, вниз). При этом нужно контролировать равномерный поток воздуха.

Наконец мы добрались до самого извлечения звука.

Ни в коем случае не стоит ученику давать сразу целый инструмент. Ребенок может растеряться, ему будет очень сложно контролировать все свои ощущения, и следить за правильным положением корпуса, рук, губ и исполнительским дыханием.

Головку, а точнее внутренний край отверстия «губок» прикладывают на так называемую линию между подбородком и губой. Отверстие при этом должно оказаться посередине губы, то есть, под кончиком носа. Отверстие должно быть закрыто примерно на 1/3, а 2/3 должны оставаться открытыми для заполнения воздухом, выходящим из вдувательного отверстия.

Читайте также:  I3 3110m характеристики процессора

После всей подготовки, изложенной выше, следует попробовать издать звук на головке. Пользуясь правильным вдохом и выдохом, нужно попытаться издать длинный, ровный звук. Как правило, извлечение первого звука получается не у всех с первого раза, иногда на это уходит несколько уроков.

Чтобы играть на головке и учиться издавать чистые звуки, ребенку было веселее, можно в урок добавить элементы игры. Например, если указательным пальцем постучать по отверстию трубки, то можно сымитировать «крик индейца». А если подвигать пальцем внутри трубки, можно менять высоту звука, будет возникать имитация сирены, или если полностью закрыть ладонью правой руки отверстие трубки, то получится низкий тусклый звук.

Только после того, как ребенок освоит все изложенные выше приемы, и игра на головке флейты будет у него получаться с легкостью, а звук будет чистым, без шипа, можно переходить к артикуляции.

Наиболее известными и распространенными в исполнительской практике слогами артикуляции являются: ту, та, те, ти, ду, да, дю, де. На начальном этапе лучше использовать ту и та. Можно учиться играть простые песенки на одном звуке (например «Андрей – воробей»), или изменяя ладошкой высоту звучания играть песенки на двух звуках (например «Кукушка»).

После того, как ребенок освоил все перечисленное выше, можно приступать к занятиям на целой, собранной флейте.

Чтобы ученик мог контролировать основы правильной постановки лучше заниматься перед зеркалом.

Главный принцип правильного положения рук во время игры основан на балансе. Чтобы тело ученика не зажималось, руки, локти, плечи и губы оставались свободными, нужно помнить об опорных точках флейты (местах, на которых держится флейта).

Главной опорной точкой является указательный палец левой руки. Правильное положение пальца и постановка кисти позволит рационально распределить силу левой руки для поддержки флейты.

Указательный палец должен выглядеть как английская буква «S» и подставлен немного под флейту, он должен быть прислонен к телу флейты боковой стороной, не внутренней.

Большой палец левой руки свободно выпрямлен, остальные пальцы левой руки закруглены, и находятся в непосредственной близости от клапанов.

Следующей опорной точкой является большой палец правой руки. Он должен находиться в прямом состоянии приблизительно под указательным пальцем, при этом ставить его следует немного позади трубки флейты. Функция большого пальца – поддерживать флейту снизу. Остальные пальцы правой руки должны быть слегка закруглены и находиться близко к клапанам. При постановке рук – главная задача педагога следить, чтобы ученик не давил пальцами на клапаны и не зажимал руки. Найти хорошее и удобное положение рук на начальных этапах занятий на флейте задача не из легких. Только тогда, когда положение корпуса, головы, шеи и рук находятся в балансе, флейта не будет соскальзывать с подбородка, и пальцы будут оставаться свободными.

Теперь можно постепенно изучать нотки, и песенки. Главное, продолжать работать над укреплением дыхания, амбушюра и развитием беглости пальцев. На начальном этапе обучения не стоит торопиться с усложнением изучаемого материала, нагрузка должна быть по силам маленького ученика.

Игра на духовом инструменте требует хорошей координации, одновременной работы дыхания, языка, пальцев, амбушюра.

Также для владения инструментом нужна хорошая физическая подготовка. Чтобы занятия проходили более продуктивно, ребенку необходимо заниматься физкультурой. Для развития органов дыхания, мускулатуры и осанки очень хорошо подходит бассейн.

С точки зрения обучения работа исполнительского аппарата сводится к следующему:

  1. Педагог в процессе занятий добивается от ученика целенаправленных движений, основываясь на собственных представлениях о характере звучания инструмента и связанных с ним мышечных усилиях. Формируется комплексный навык из слуховых и мышечных ощущений, откладываясь в памяти, навык, преобразуется в представление.
  2. Образное восприятие (зрительное или слуховое) вызывает из памяти соответствующее представление, которое вызывает к действию сформированный навык – извлекается звук.
  3. Происходит слуховой и моторный анализ извлеченного звука и на его основе необходимая корректировка навыка.

Иными словами, необходимо сначала представлять извлекаемую ноту или последовательность, затем тщательно подготовить исполнительский аппарат и найти соответствующие игровые ощущения. Только после этого возникает объективная возможность извлечь контролируемый звук или последовательность.

Работа и развитие исполнительского аппарата возможны только как единое целого. Точная интонация, свобода и певучесть звука – это естественные критерии правильной его работы.

Уроки с маленькими учениками, первое их знакомство с инструментом, первые шаги должны быть интересными и увлекательными. Чтобы работа над начальной постановкой протекала успешно, педагог должен заинтересовать ученика, увлечь, не терять главное за мелочами, знать путь, по которому он должен провести ученика. Так, нужно не только представлять конечный результат, но и твердо знать, как этого добиться.

  1. Рогаль-Ливицкий «Современный оркестр».
  2. Петер-Лукас Граф «20 Основных упражнений».
  3. Юрий Должиков «Нотная папка флейтиста. Тетрадь 1. Методика, упражнения, этюды».
  4. Барбара Гислер-Хаазе «Волшебная флейта» – методика для начинающих.

Игра на блокфлейте. Занятие 1.

Перед тем, как рассказать, что такое игра на блокфлейте позвольте несколько простых и, в тоже время, очень важных рекомендаций. Рекомендации эти касаются методов игры на любой продольной свистковой флейте.

Ведь, что такое блокфлейта? Это обыкновенная дудочка. Музыканты их называют так: продольная свистковая флейта из группы деревянных духовых. Такие дудки издавна известны многим, а может и всем, народам мира. К ним относятся, например, свирель и сопилка, а также многие другие музыкальные инструменты, принцип игры на которых одинаков. Между прочим, игра на блокфлейте становится очень модной, потому, что это легко и увлекательно, и ещё очень красиво.

Свирели популярны и сейчас

Итак, научиться играть на блокфлейте достаточно просто. Даже без специального музыкального образования за несколько занятий можно начать играть на такой дудочке. Что надо знать, приступая к занятиям?

При игре на продольных флейтах есть несколько простых правил, которые пригодятся вам независимо от того будете вы играть на блокфлейте, или играть на свирели, или играть на сопилке.

Постановка тела для игры на блокфлейте

1. Учиться играть на блокфлейте лучше стоя. Но можно и сидя. Никто не запрещает. Держите блокфлейту под углом примерно 45 градусов, как показано на рисунке. В этом случае звук от инструмента будет направлен прямо на слушателя. Поэтому количество градусов можете не запоминать, главное чтобы свистковое отверстие было направлено на слушателя, а не в потолок или в пол.

так держать блокфлейту правильно

2. Голову держите прямо и чуть приподнято. Нельзя зажимать горло! Все-таки, блокфлейта это духовой инструмент и вам придется в неё дуть… Запрокидывать голову тоже не следует. Устанете. Да и глаза пялить в ноты с запрокинутой головой это ещё то занятие… В общем, как вы уже начинаете понимать, при игре на блокфлейте, главное, это удобство музыканта. Вам должно быть комфортно и приятно играть. Ведь, своему любимому занятию вы будете посвящать свое время.

Если поняли как держать голову, при игре на духовых инструментах, поставьте лайк:

Как держать кончик свистка губами при игре на блокфлейте

3. Сейчас поднесите блокфлейту ко рту. Плотно обхватите губами кончик свистка. Кончик свистка блокфлейты похож на клюв. Так его иногда и называют. Так вот, обхватите губами клюв блокфлейты. Правильно сделать это так: нижнюю часть клюва кладем на середину нижней губы и накрываем верхнюю часть клюва верхней губой.

Кончик клюва должен быть достаточно близко к зубам , но не касаться их. Делайте это без напряжения, чтобы вы могли свободно вдыхать и выдыхать воздух ртом. Вдох через уголки губ чуть растянув губы в улыбке. По поводу вдыхания воздуха через нос при игре на блок-флейте разные авторы дают разные рекомендации. Некоторые авторы допускают такой вдох, другие категорически против. В любом случае, основной вдох делается через уголки губ.

В зависимости от мелодии вдох может быть быстрым или медленным, но всегда глубоким. Одновременно, не старайтесь набрать воздуха «полную грудь» — это затруднит выдох, ускорит его и ухудшит звучание блокфлейты. Положение клюва во рту должно быть таким: кончик клюва не касается зубов

4. Пока никаких отверстий на блокфлейте не закрывайте. Плавно извлеките из блокфлейты звук произнеся слово «ту». Некоторые произносят слово «та». На самом деле, все равно, что вы будете «произносить». Главное здесь, — произносить «ту» без голоса, соблюдая артикуляцию для «т». Язык следует отводить назад, чтобы освободить проход для воздуха. Никогда не извлекайте звук, просто выдыхая воздух. Помните об участии языка при звукоизвлечении. Язык закрывает и открывает поток воздуха. Звук вы должны прекращать языком. Звук не должен прекращаться сам по себе, например, когда закончился воздух для выдоха.

Извлекаем первые звуки

5. Потренируйтесь извлекать звук плавно без рывков и срывов. Вдувать воздух в блокфлейту следует спокойно, плавно, ровно, полным потоком как при пении. От скорости струи воздуха зависит звук блокфлейты. Медленно меняйте силу воздушной струи. Не выдыхайте весь воздух из легких, так как это затруднит дыхание из-за чего вы быстро утомитесь и качество звучания блокфлейты будет плохим.

Извлеките подряд несколько звуков «ту, ту, ту, ту». Звучание каждого «ту» прекращайте закрытием языком отверстия блокфлейты. На этом этапе постарайтесь понять как меняется звучание блок-флейты в зависимости от того с какой силой вы дуете. Почувствуйте, когда блокфлейта начинает звучать, а когда просто издает противный свист. Не делайте резких «вдувов», будто вы разгневанный футбольный судья.

На сайте "Блокфлейта" представлены ноты некоторых упражнений из "Школа игры на блокфлейте" Ивана Пушечникова в ознакомительных целях. Приобрести полную книгу: Школа игры на блокфлейте И.Пушечников можете в магазине Озон:

"Школа игры на блокфлейте"
Автор Иван Пушечников.
Год издания 2004

Флейта это ваша подруга и вам лучше поскорее привыкнуть друг к другу. Некоторые флейтисты уверяют, что они сразу чувствуют, если вдруг на их блокфлейте поиграет посторонний. Как извлекать ноты и играть мелодии на блок флейте подробно рассказано на страницах этого самоучителя игры на блокфлейте, а сейчас ещё одно важное общее правило при игре на блокфлейте:

Важная рекомендация по уходу за блокфлейтой

Блокфлейта это индивидуальный инструмент. Поэтому самоучитель «Игра на блокфлейте» рекомендует: вымойте руки и, при возможности, почистите зубы перед игрой. И вам будет приятно и блокфлейте полезно… Содержите свою блокфлейту в чистоте. Протирайте её снаружи мягкой тканью. Внутри блокфлейту протирайте специальной щеткой или тканью на палочке-протирке. Некоторые духовые инструменты, например деревянные, требуют дополнительного ухода в виде смазки. Пластмассовые инструменты можно мыть, а затем вытереть и просушить. В общем случае, соблюдайте правила ухода за инструментом, рекомендованные его производителем. Серьезные производители музыкальных инструментов кладут при продаже блокфлейты палочку.

Читайте также:  Бухгалтер иванова подготовила диаграмму

Теперь пора правильно взять блокфлейту в руки, чтобы начать играть на блокфлейте. Посмотрите короткое (всего 1 минуту) видео, как играет ребенок. На видео есть крупные планы и хорошо видно как располагать пальцы на отверстиях блокфлейты. Выступление Софии Куренной на международном фестивале-конкурсе «Звездный Олимп»:

На этом первое занятие самоучителя завершено.

После отработки упражнения и усвоения материала на странице Самоучитель игры на блокфлейте переходите ко второму занятию:

Второе занятие: Блокфлейта для начинающих

или ознакомьтесь с историей этого удивительного музыкального инструмента ниже на этой странице.

ВНИМАНИЕ: В самом низу страницы есть место для ваших комментариев — расскажите о своих секретах игры на блокфлейте. Ведь, чем больше вы рассказываете как что-нибудь делать, тем лучше вы это делаете сами. Точно по поговорке — учитель, обучая, учится сам. Поэтому расскажите о своих приемах игра на блокфлейте как можно большему числу флейтистов.

Немного из истории продольной флейты

Костяной дудочке из рога оленя, найденной археологами возле села Молодове Черновицкой области примерно 20 тысяч лет.

У свистковой флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, в отличие от других духовых инструментов в которых используется язычок. Продольные свистковые флейты включают целое семейство духовых музыкальных инструментов: сопилка, свирель, блокфлейта, дводенцивка, флояра, дудка, вистл это далеко не полный перечень продольных флейт.

Слово «свирель» очень древнее. Оно встречается ещё в древнеславянском языке и существовало даже до разделения этого языка на восточную, западную и южную ветви.

Конструкция этих инструментов настолько проста, что некоторые музыканты играют на собственноручно изготовленных флейтах. Наверное, отсюда родилась пословица «каждый хозяин в свою дуду дудит». Кстати, тот кто играет на флейте обычно называется флейтист. Играющий на сопилке называется сопилкарь. Музыка флейты звучит в разных стилях от народного до самых современных.

Долгое время продольные флейты изготовлялись в основном в диатоническом строе, когда полное открытие и закрытие отверстий приводило к звучанию нот без диезов и бемолей. Для извлечения таких звуков надо было прибегать к дополнительным приемам. Игра на диатонических инструментах чем-то напоминала игру исключительно на белых клавишах фортепиано.

Современная ситуация

В последнее время стали широко распространяться инструменты хроматического строя. Этому, в частности, способствовало изобретение в Украине в семидесятых годах двадцатого столетия Дмитрием Деменчуком десятидырочковой хроматической сопилки. По своим исполнительским и техническим возможностям она стоит значительно выше своих предшественниц.

Несмотря на то, что продольная флейта наиболее приспособлена для самостоятельного виртуозного исполнительства, она становится ведущим мелодийным инструментом в оркестрах и ансамблях народной музыки. И с успехом используется как основной, так и как дополнительный инструмент в музыкально-образовательных заведениях. Используется она, конечно же, и в домашнем музицировании и музыкальном образовании детей.

разные блокфлейты и сопилки

Переходите ко второму занятию:

Второе занятие: Блокфлейта для начинающих

Игра на блокфлейте

Самоучитель : 27 комментариев

Имею блокфлейту немецкого типа — сопрано… Скажите, как быть с нотами малой октавы в песне? Есть ли какой-то способ сыграть песню, если есть и ноты малой октавы?

используйте прием транспонирования нот — ноты мелодии можно перенести на некоторый интервал вверх-вниз. почитайте в теории музыки как это делается. Свирелька этот метод работы с нотами поддерживает, так что у Вас все получится.

Решил помимо гитары научится играть на флейте. Интересно и для саморазвития. Узнал про вашу программу и понял, что она будет весьма удобна и с ней быстрее запомнится аппликатуры.
Большое Вам спасибо и за программу и за самоучитель для блокфлейты.
🙂 С Новым Годом!

У меня такой вопрос: возьмём для примера «Песню о друге» (Если радость…). Над нотным станом в левом верхнем углу стоит значок в виде маленькой ноты =80.
Понятно, что это указание на темп. В нижней же части окна Свирельки есть строка с разметкой ТЕМП, двигая по ней «бегунком» можно изменять темп мелодии, что исполняется.
Первоначально в конце этой строки указан темп 80 bpm ( вроде, как «80 ударов в минуту»), это совпадает со значением над нотами, но количество процентов при этом 66%.
Как сказано в руководстве , это специально установлено помедленнее для удобства при разучивании. Если же установить темп 100%, то bpm будет уже 120 (это темп марша парада на Красной площади), при этом песня уже становится немного скороговоркой. Вот хотелось бы понять, на что ориентироваться на 100% или на значение при маленькой нотке?

Темп это такая характеристика в музыке, которая может меняться исполнителем.
Темп, предусмотренный композитором, проставляется над нотами (вначале нот или в том месте, где темп должен измениться).
Это те самые «маленькие ноты=80».
Композиторский темп это ориентир.
Придерживаться его желательно, но исполнитель может играть быстрее или медленнее в зависимости от своего желания, ситуации на сцене или как играет ансамбль.
Это теория. Теперь про темп в Свирельке. В программе я определил темп 120 ударов в минуту как 100%. Это средний темп.
Кстати, если в нотах не указан композиторский темп, то Свирелька начнет играть эту мелодию как раз с таким темпом.
Если композиторский темп указан (есть маленькая нота с цифрами), то Свирелька начинает игру с указанным темпом.
Ориентироваться лучше на удары в минуту. Эту величину поймет каждый музыкант.
Проценты здесь, все-таки, достаточно абстрактная величина.

Блокфлейта сопрано, HOHNER В 9318 немецкая система, строй До, пластик.
У меня есть ещё Jupiter ГДР-овская , очень давно купленная, тоже до- сопрано, дерево. К слову сказать, у этой флейты очень удобно расположено отверстие для мизинца: оно смещено вниз и палец укладывается безо всякого напряжения на место.
Играет взрослый, даже очень взрослый. Как-то услышала определение: «Люди предпожилого возраста, считающие, что они ещё молодые». Я только попробовала ноты и упражнения. Звук получается пока очень плохой. Сначала я отчаялась, особенно, когда услышала, какой контраст между тем, что я извлекаю, и тем , как это звучит в аудиофайле. Но я прочла все комментарии в самоучителе с Вашими ответами, и теперь надеюсь.
За «Свирельку» большое спасибо!

Играть на блок-флейте планирую в рамках занятий с педагогом по вокалу.
Кое-какие простые мелодии уже освоены до знакомства с программой, надеюсь с ее помощью продолжить обучение.
Блок-флейта у меня сопрано: C-sopran, Baroque, ivory B9319 (вот что обозначено на ней), для меня, как несведущего человека, понятно лишь , что сопрано.

Купил блокфлейту для сына. Ему скоро 6 лет.
Сам сейчас играю на трубе. Вернее, учусь для себя. Купил в интернете корнет.
Вроде, по нотам могу уже более-менее играть популярные мелодии.
И еще.
Не совсем понимаю, как блокфлейта должна держаться, если открыты все позиции?
Держится только губами?

Большой палец правой руки поддерживает флейту снизу за корпус. Он лежит там всегда.

Конструкция блокфлейты такова, что при игре имеется всегда не меньше трех точек опоры:
— свиток удерживается губами;
— снизу инструмент поддерживает большой палец правой руки;
— сверху одно или больше нотных отверствий закрыты.
У блокфлейты нет неустойчивых состояний, поэтому, в числе прочего, она удобна для обучения музыке.

Очень обрадовалась обнаружив Вашу программу. Давно мечтала научиться играть на блокфлейте, она у меня уже лет тридцать.
Блок флейта деревянная, сопрано, производство ГДР. Нотная грамота мне знакома. Проблема в том, что плохо знаю компьютер. Буду искать, кто мне в этом поможет.

Случайно купила на блошином рынке блокфлейту YAMAHA soprano/descant recorder baroque YRS-24B.
В инете всё прочитала про нее. Захотелось научиться играть на блокфлейте, времени на это предостаточно.
Мне 61 год, сейчас не работаю. Ни на каком инструменте никогда не играла, хотя всю жизнь мечтала научиться. Но вот, наверное, настал момент.
Когда мне было 10 лет, то всего 4 месяца ходила в музыкальную школу — скрипка.
Флейта новая, чехол матерчатый. Аппликатуры, палочки и баночки с мазью не было.
Аппликатуру я скачала и напечатала. Флейту протираю мягкой тканью и спицей.
Все делаю, как написано на вашем сайте.
Флейту я купила 11 дней назад. Изучила ноты первой октавы, конечно, не сразу все получалось, особенно ноты «ре» и особенно «до», но вот наконец стало получаться. Вот еще изучу 2-ю октаву и буду думать что дальше делать. Я не знаю нот, как их играть, где-то точки стоят, где-то хвостик, где-то две ноты соединены верхней палочкой и т.д. Но пока буду осваивать 2-ю октаву. Уже играю «Во поле березка стояла» и «В лесу родилась елочка», говорят, что неплохо получается.

Читала что для обучения лучше всего подходят комбинированные инструменты:
свисток пластиковый, а трубка с дырочками из дерева.
Что можете посоветовать?

Действительно, такие блокфлейты хороши: прослужат значительно дольше и уход проще чем за полностью деревянными и звучание мягче чем у полностью пластиковых.
Но для обучения берите ту что есть. Это действительно самая лучшая 😉
Потому что пока найдете другую, пока будете размышлять и затем купите «самую-самую» пройдет время. Вернее время будет упущено… Придется наверстывать.
А так, без всяких заморочек, взял и начал учиться играть и через какое-то время вы уже блокфлейтист! Это лучший подход., потому что даст результат.

Заниматься на блокфлейте будет моя дочь семи лет. Эти занятия необходимы ей как дополнение к логопедическим по исправлению межзубного произношения свистящих и шипящих. Поэтому сейчас нам нужны лишь самые азы игры на этом замечательном духовом инструменте.

Пытаюсь играть на блокфлейте для души, просто потому что нравится.
Нужно больше практики, нет возможности заниматься часто. Программа прекрасна, еще раз спасибо за нее, без программы процесс обучения длился бы гораздо медленнее, но не мешало бы побольше интересных мелодий на сайте.

У меня блокфлейта сопрано «С», Сузуки Китай.
С Ямахой германского производства я не нашёл ни одного отличия , ни по звучанию, ни по материалу из которого она сделана, ни по различию отверстий и даже форма и цвет одинаковы.
Разница лишь в цене и надписи .
Играть учусь сам.

Читайте также:  Asus gts 250 512mb

Я не планировал заниматься, но мы купили своему маленькому сыну (1,5 года) дешевую детскую блокфлейту — просто подудеть. Сам я играю на гитаре и просто стало интересно, возможно ли научиться играть еще и на блокфлейте. Благодаря вашей программе, разобрался с нотами и аппликатурой; понял, что научиться можно и куплю себе приличный инструмент.

Спасибо за урок! Всё понятно и ясно написано.

Программа обучения очень интересная!

А у меня немецкая блокфлейта «Black Angel», мне 32года, и я в детстве закончил муз. школу по классу фортепиано. Надеюсь, что быстро освою новый инструмент. Он удобен тем, что помещается в кармане и его можно носить с собой куда угодно.

Блок флейту купил внуку, которому три с половиной года …
Мальчик очень музыкальный.
Блок флейта ХОНЕР Б 9319.
И самому интересно освоить, для общего развития.

Здравствуйте, Александр.
У нас блок-флейта, занимается дочка, ей 6 лет будет через месяц.
Язык русский, внешне все устраивает.
Дочка занимается на блок-флейте с преподавателем, и я ей хотела дома помочь в освоении флейты с помощью вашей программы. А так идея замечательная! Очень нравится, что видно саму флейту и какие отверстия должны быть закрыты при определенной ноте, все просто и доступно.

У меня блокфлейта германской системы со сдвоенными нижними отверстиями.
Заниматься будет взрослый ребёнок 21 года. =)
Выбрала коричневую тему.
Хотелось бы на сайте более обширную коллекцию нот. Например, таких исполнителей как Мельница или Аквариум.

Спасибо за Ваш самоучитель. У меня блокфлейта сопрано. Ученику 68 лет. Мне интересен звук как проводник в тишину… Всего светлого!

Большое спасибо за возможность посмотреть и попробовать в действии Вашу программу. Мой ребенок захотел учиться игре на блок-флейте, поэтому «Свирельку» мы скачали для ознакомления, в качестве дополнения к различным интернет урокам. Пока ничего не могу сказать о наших дальнейших занятиях флейтой, поскольку мы еще не решили окончательно, будет ребенок заниматься на этом инструменте или нет.

Не бойтесь совершенства. Вы его всё равно не достигните.
Сальвадор Дали так сказал.
Берите блокфлейту и начинайте играть. Не бойтесь…

Добавить комментарий Отменить ответ

Научиться играть на блокфлейте


Ознакомительная версия бесплатно. В неё включены три мелодии для разучивания. Загрузка других мелодий после регистрации.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Присоединяйтесь к нам вКонтакте

Facebook

Как найти время для занятий

Времени всегда не хватает. Всем!
Если Вам не хватает времени для
занятий музыкой, посмотрите, что
рекомендует тот, кому хватает:

Распоряжайтесь своим временем!

Флейта для начинающих может показаться каким-то волшебным инструментом, на котором играют только особенные люди. Все гораздо проще. Игра на флейте это всего лишь навык. Но люди, играющие на флейте, действительно особенные, потому что они проявили прилежание и стали музыкантами. Продолжаем обучение игре на флейте для начинающих.

Занятие 3. Флейта для начинающих. Начнем с ноты си первой октавы.

Игра на флейте левой рукой

Нота си первой октавы — самая простая нота:

  • большой палец левой руки нажимает на клавишу си (1), указательный палец нажимает клапан до (2) ;
  • мизинец правой руки нажимает рычаг 10;
  • остальные пальцы находятся на своих клапанах и НЕ нажимают их — клапана остаются открытыми.

Возьмите флейту двумя руками, как вы это делали на втором занятии. Закройте пальцами левой руки клапана до и си, а также правым мизинцем нажмите рычаг 10.

Пробуйте извлечь ноту си первой октавы. Выдувайте ноту деташе — с атакой языка (произносите беззвучное «ту»). Как правило эта нота получается сразу. Вы уже достаточно потренировались на первом и втором занятиях извлекать из флейты звук. Поэтому и теперь нота си получится достаточно быстро и легко.

Теперь требуется обратить внимание на чистоту звука.

Нота должна быть чистой и красивой. Для получения красивого тембра соблюдайте следующие рекомендации:

  • губы излишне не напрягайте. Конечно, для управления струей воздуха, губы надо держать в определенной форме, но это должно быть естественным напряжением. Губы должны быть живыми и напряжены ровно на столько, чтобы струя воздуха выдувала звук. Не делайте губы «деревянными» — ни звука не получите и ни играть долго не сможете;
  • растянутость губ также должна быть всего лишь достаточной. Излишняя растянутость не требуется. Игра должна приносить удовольствие, поэтому сразу избавляйтесь от скованности;
  • это же касается и пальцев рук. Пальцы держите свободными. Прикладывайте только такое усилие, которое требуется для закрытия игровых клапанов. Не давите на клапана изо всех сил. Ни к чему это. Только силы потратите и инструмент можете повредить;
  • струя выдуваемого воздуха должна быть ровной и направлена точно в отверстие дульца флейты. При этом, чтобы получилось это самое «точно» подгонять надо дульце под струю. То есть стоя перед зеркалом и выдувая ноту губы должны быть, все-таки, в удобном положении и, при необходимости, можно сдвинуть флейту вправо/влево, чтобы найти правильное положение инструмента для чистого красивого звука. Ловить красоту изменяя губами форму воздушной струи ошибка, потому что замучаетесь ловить. Поэтому найдите правильное положение дульца у губ и всегда держите флейту в этом положении.
Флейта для начинающих — уроки онлайн с преподавателем
К занятию 3 вы уже знаете и умеете достаточно, чтобы теперь начать просто играть на флейте.

И для этого рекомендуем воспользоваться обучающей программой Свирелька.

Программа, конечно, играть вместо вас на флейте на будет, но даст вам возможность воспользоваться набором нот мелодий для обучения игре на флейте. Кроме того, Свирелька проиграет мелодии в удобном для обучения именно вам темпе и покажет аппликатуру каждой ноты мелодии в реальном времени.

В общем, берите и пользуйтесь:

Попробуете сыграть первую мелодию? Всего на одной ноте!
Вот, пожалуйста, припевка «Андрей-воробей, не гоняй голубей!»

Вот так она звучит:

Нота ля первой октавы на флейте

К пальцам нажатым для ноты си добавляется нажатие средним пальцем левой руки на клапан ля (3):

  • большой палец левой руки нажимает на клавишу си (1), указательный палец нажимает клапан до (2), средний палец нажимает клапан ля (3) ;
  • мизинец правой руки нажимает рычаг 10;
  • остальные пальцы находятся на своих клапанах и НЕ нажимают их — клапана остаются открытыми.

Выдуваем ноту деташе — с атакой языка (произносим «ту»). Нота ля не намного сложнее предыдущей ноты си, поэтому и теперь у вас все получится.

Не напрягайте губы и пальцы. Сейчас не требуется длинных нот. Научитесь извлекать чистый красивый тембр и избавьтесь от страхов и излишних напряжений в теле. Стойте ровно, чуть наклонившись вперед, горло свободно (не наклоняйте и не запрокидывайте голову).

Все, о чем говорилось для ноты си про напряженность и растянутость губ, состояние пальцев, воздушную струю, примените и к ноте ля.

Сыграйте мелодию из двух нот (флейта для начинающих):

Звучит мелодия «Ой, весна-весна» на флейте так:

Нота соль первой октавы на флейте

Это еще одна нота по игре похожая не предыдущие.

К пальцам нажатым для ноты ля добавляется нажатие безымянным пальцем левой руки на клапан соль (4):

  • большой палец левой руки нажимает на клавишу си (1), указательный палец нажимает клапан до (2), средний палец нажимает клапан ля (3), безымянный палец нажимает клапан соль (4) ;
  • мизинец правой руки нажимает рычаг 10;
  • остальные пальцы находятся на своих клапанах и НЕ нажимают их — клапана остаются открытыми.

И положение пальцев у ноты соль, и все остальное похоже на предыдущие ноты. Все также выдуваем ноту соль приемом деташе — с атакой языка (произносим «ту»). И по-прежнему учимся играть на флейте без напряжения и ступора в теле. Нота соль получится также легко как и си и ля.

Поздравляем вас! Вы научились играть на флейте левой рукой.

Этого достаточно, чтобы сыграть первое подготовительное упражнение из Школы игры на флейте Н.Платонова. Кажется это лучшая школа, по которой обучают сейчас в музыкальных заведениях.

Если не успеваете (все-таки, это флейта для начинающих), можно замедлить на обучающей Свирельке темп игры, чтобы вам было комфортно.

Музыкальная пауза.
Моцарт. Все три концерта для флейты. На этом занятии представляем:
«Моцарт. Концерт для флейты и арфы до-мажор» (W.A.Mozart — Concerto for Flute, Harp, and Orchestra in C major)

I. Allegro, 09:59 II. Andantino, 18:32 III. Rondo: Allegro
арфа — Tina Zerdin
флета — Boris Bizjak
оркестр Slovenian Philharmonic String Chamber Orchestra Словения

Бонус. Играем на флейте ноту до второй октавы.

В завершение занятия 3 разучим еще одну ноту для левой руки. Нота до второй октавы. Это позволит значительно расширить ваш репертуар 🙂

Итак, возьмите флейту как для ноты си первой октавы и отпустите клапан си (1), то есть больше на нажимайте клапан большим пальцем левой руки. Все остальное оставляем нажатым:

  • указательный палец левой руки нажимает клапан до (2) ;
  • мизинец правой руки нажимает рычаг 10;
  • остальные пальцы находятся на своих клапанах и НЕ нажимают их — клапана остаются открытыми.


Играем деташе! Каждую ноту отделяем атакой языка. Звучит нота до второй октавы так:

И теперь вы можете сыграть подготовительное упражнение № 2 Школа игры для флейты Н.Платонова:

Как видите флейта для начинающих вполне доступный инструмент и, если вы продолжите так же настойчиво заниматься, то вскоре сможете играть бегло и уверено.

Для проверки, как вы освоили материал занятия 3 попробуйте самостоятельно сыграть эти ноты:

получиться должно так:

это упражнение поможет вам прочувствовать движение пальцев левой руки.

Перейти на занятие 4 Школа флейта

Флейта для начинающих

Занятие 3 : 1 комментарий

У меня не всё хорошо с ритмом и длительностью нот. Хочу исправить этот момент. Да и удобно, что всегда можно выяснить, как зажимать ту или иную ноту, если забыл или не знал ) Быстрее, чем смотреть на распечатку )
Настрой, чтобы всё получилось ) Благодарю за программу Свирелька!

Добавить комментарий Отменить ответ

Научиться играть на флейте


Ознакомительная версия бесплатно. В неё включены три мелодии для разучивания. Загрузка других мелодий после регистрации.

Поделитесь этой страницей с друзьями

Присоединяйтесь к нам
вКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector