Когда речь заходит о производительности современных чипов Intel в х86-вычислениях, то определить победителя проще простого. У кого больше ядер (потоков) — тот и папа. Однако платформа LGA2011-v3 позиционируется как геймерская. Экстремально геймерская. Экстремально дорогая. Следовательно, она обладает определенными преимуществами в сравнении с мейнстримом LGA1151. В рамках сегодняшнего Железного эксперимента мы сравним производительность Core i7-6800K и с Core i7-6700K в связке с мощной игровой видеокартой GeForce GTX 1080.
Железный эксперимент: Core i7-6800K против Core i7-6700K в играх и не только
Сравнение процессоров, платформ и архитектур
Довольно часто вижу комментарии на тему количества ядер в современных процессорах Intel: «Сколько уже можно выпускать эти 4-ядерники? Где более мощные чипы?» Так вот же они! В этом году Intel впервые выпустила 10-ядерную настольную модель Core i7-6950X (обзор). А еще восьмиядерный «камень» и две шестиядерные модели. Подходи, налетай! Что? Дорого? Ну, это уже обратная сторона медали. Конкуренции ведь нет. В действительности младший в линейке чип под LGA-2011-v3, Core i7-6800K, стоит в среднем на 90 долларов дороже старшего 4-ядерника Core i7-6700K. Зато шестиядерный!
Intel Core i7-6800K | Intel Core i7-6700K | |
Кодовое имя | Broadwell-E | Skylake-S |
Техпроцесс | 14 нм | 14 нм |
Сокет | LGA2011-v3 | LGA1151 |
Поддерживаемы наборы логики | X99 Express | Z170 Q170 Q150 B150 H110 H170 |
Число ядер/потоков | 6/12 | 4/8 |
Тактовая частота (в режиме Turbo Boost) | 3,4 (3,6) ГГц | 4,0 (4,2) ГГц |
Разблокированный множитель | Есть | Есть |
Кэш третьего уровня | 15 МБ | 8 МБ |
Контроллер памяти | DDR4-2400, четырехканальный До 128 ГБ | DDR4-2133, двухканальный DDR3L-1600, двухканальный До 64 ГБ |
Встроенный контроллер PCI Express 3.0 | 28 линий | 16 линий |
Встроенное графическое ядро | Нет | HD Graphics 530, 1150 МГц |
Уровень TDP | 140 Вт | 91 Вт |
Цена | $441 | $350 |
Купить |
Мы видим, что чипы Broadwell-E и Skylake, помимо пресловутой разницы в количестве ядер/потоков, хоть и относятся к 6000-й серии Core, но имеют гораздо больше отличий. Основное — это далеко не архитектура. Ибо в плане прогресса решения Intel прибавляют в год по чайной ложечке. Самое главное отличие — это, конечно же, платформа LGA2011-v3 и функциональность встроенных контроллеров. Для Broadwell-E разработан чипсет X99 Express. Поддерживается четырехканальный режим работы оперативной памяти максимальным объемом до 128 ГБ. Конкретно у Core i7-6800K в наличии 28 линий PCI Express. У старших Broadwell-E — 40. Зато у Core i7-6700K очень высокая тактовая частота. В номинале стабильно держит 4 ГГц, в бусте — 4,2 ГГц. Контроллер памяти двухканальный, но работает как с DDR4, так и с DDR3. Используется более быстрая архитектура Skylake.
Вчера вышли первые подробные обзоры анонсированного на днях Intel Core i7-9700K. Напомню, что линейка i7-x700K пользуется большой популярностью у геймеров в качестве быстрых и вместе с тем относительно доступных процессоров, поэтому особый интерес представляет сравнение между собой новинки и трех её предшественников, i7-8700K, i7-7700K и i7-6700K. В таблице снизу представлены результаты тестирования (в связке с видеокартой Nvidia GTX 1080, на разрешении 4K) этих моделей, а также двух самых топовых процессоров для игровых ПК от Intel и AMD, Core i9-9900K и Ryzen 7 2700X:
октябрь 2018 | октябрь 2018 | октябрь 2017 | январь 2017 | август 2015 | апрель 2017 | |
TDP | 95 Вт | 95 Вт | 95 Вт | 91 Вт | 91 Вт | 105 Вт |
Цена в день релиза | $488 | $374 | $349 | $339 | $350 | $329 |
Кол-во ядер / потоков | 8 / 16 | 8 / 8 | 6 / 12 | 4 / 8 | 4 / 8 | 8 / 16 |
Ashes Classic | 68.0 | 68.6 | 68.6 | 66.4 | 67.3 | 61.5 |
Civilization 6 | 102.2 | 104.7 | 102.5 | 97.4 | 92.0 | 99.5 |
GTA V | 23.4 | 23.4 | 23.4 | 23.3 | 23.2 | 23.3 |
Shadow of the Tomb Raider | 33.2 | 32.9 | 33.2 | 32.9 | 33.0 | 33.3 1 |
Shadow of War | 47.7 | 48.0 | 47.3 | 46.5 | 47.6 | 47.5 |
Strange Brigade | 53.5 | 53.2 | 52.8 | 52.3 | 51.9 | 52.7 2 |
Far Cry 5 | 45.0 | 45.0 | 45.0 | 44.0 | 44.0 | 45.0 |
Final Fantasy XV | 42.8 | 42.8 | 42.6 | 42.5 | 42.1 | 42.5 |
F1 2018 | 62.7 | 62.3 | 62.7 | 58.6 | 59.1 | 59.9 |
World of Tanks | 62.9 | 62.7 | 62.8 | 62.3 | 62.0 | 62.4 |
1 по данным Ryzen 7 2600X
2 по данным Ryzen 7 1800X
Как видим, процессор не стал узким местом, и 4-ядерная модель 2015 года показывает примерно тот же результат, что и 8-ядерная этого года. На более низких разрешениях, в частности Full HD (1080p), получен более противоречивый результат. В одних играх производительность этих процессоров почти одинаковая, а в других — следующий разброс между i7-6700K и i7-9700K:
- Civilization 6 — 40% (от минимального значения)
- Ashes Classic — 32%
- GTA V — 29%
- Far Cry 5 — 24%
- F1 2018 — 23%.
Еще в одной игре, Strange Brigade, крупный разброс возникает только на разрешении HD (720p) — 41%.
Таким образом, несмотря на номинально 2-кратную разницу в производительности (8 ядер vs 4 ядра), апгрейд с i7-6700K на i7-9700K имеет смысл только в случае, если вы играете на разрешениях Full HD и HD, да и то не во всех играх. Возможно в будущем ситуация изменится — по мере того, как разработчики оптимизируют игры под растущее количество ядер в процессоре.
Оглавление
Вступление
реклама
Вслед за ними последовали модели Ivy Bridge (22 нм). В то время многие потенциальные пользователи буквально молились в ожидании чуда на новый техпроцесс. В основном надежды были на очередное достижение по максимальным частотам. Об этом сами за себя говорили и процессоры, достигая максимальной частоты в номинальном режиме почти 4 ГГц (точнее 3.9 ГГц). Но в реальности «Ивики» были не столь щедрыми на мегагерцы и в среднем повторили результаты Sandy Bridge, но с поправкой 200-400 МГц. А основная масса CPU останавливалась в районе 4.5-4.6 ГГц.
В целом переход от i7-2600K к i7-3770К мало что менял в играх и повседневных задачах. Нельзя было заметно сэкономить и на энергопотреблении (95 Вт против 77 Вт). Правда, в плане графических возможностей встроенное видеоядро немного прибавило в скорости. Проблема была лишь в том, что даже на минимальных настройках HD Graphics не представлял собой чего-то выдающегося. В итоге формально ЦП были наделены интегрированной графикой, совместимой с пасьянсом «Косынка».
Поколение Haswell, как и последующее его обновление Haswell refresh, стало очередной надеждой оверклокеров. Согласно пословице, что снаряд дважды в одну и ту же лунку не падает, мы ждали улучшения разгонного потенциала. Новые модели все еще выпускались по нормам 22 нм, а со слов разработчиков Intel процессоры Haswell должны были получить заметные улучшения в области автоматического и ручного разгона.
Для этого они внедрили высокие коэффициенты для шины, вплоть до 44х, расширили максимальные лимиты на питание и напряжение. Кроме того, добавилась возможность разгона по частоте системной шины. Но все усилия вылились в очередные 4.5-4.7 ГГц на «воздухе». Тем не менее, надо признать, что по уровню разгона Haswell являются лидерами в пересчете на удельную производительность. Иными словами, они действительно отрабатывают каждый мегагерц своей цены.
реклама
Intel Skylake и его особенности
Что же интересного хранит в себе архитектура Skylake? Начнем с очевидных вещей. Самым радикальным решением для Intel стал переход от стандарта памяти DDR3 к DDR4. Это влечет за собой замену не только материнской платы, но и модулей оперативной памяти. Благо сейчас стоимость обоих типов памяти сравнялась.
Вторым новшеством является графическое ядро с 48 исполнительными устройствами. Оно перекочевало с процессоров Broadwell, но в CPU Skylake не нашлось места для кэш-памяти L4. Точнее, такие версии будут выпускаться только для ноутбуков и встраиваемых решений, и это печально. В идеале Intel стоило бы выпустить несколько версий энергоэффективных моделей ЦП с подобной графикой и кэш-памятью. Без нее Skylake растеряет все то преимущество, которого удалось достичь Broadwell.
Всего для Skylake подготовлено четыре конфигурации видео: GT1 (12 исполнительных блоков), GT2 (24 блока), GT3 (48 блоков) и GT4 (72 блока). Каждая из разновидностей получит дополнительные модификации, различающиеся тактовыми частотами. Да и сами наименования встроенной графики Intel год от года становятся все запутаннее и запутаннее. С ходу определить разницу между Iris Pro 6 поколения и HD Graphics Skylake будет непросто.
Но главный вопрос – сколько блоков у решений для энтузиастов, у i7-6700K и i5-6600K? Ответить на него не так-то просто из-за того, что точных данных компания Intel так и не предоставила. А доверять GPU-Z и CPU-Z пока не надо, они часто ошибаются. Тем не менее, по результатам тестов в играх можно предположить, что оба процессора снабжены графикой GT2 с 24 исполнительными устройствами.
Третье нововведение – это возвращение к истокам разгона. Теперь можно менять частоту шины, конечно, при определенных условиях и в определенных диапазонах. Теоретически это должно помочь с разгоном заблокированных процессоров. Но как это будет на деле, пока понять сложно. Прошивки BIOS материнских плат еще не доведены до ума и не всегда адекватно реагируют на изменение частоты шины.
Но даже в таких условиях ради эксперимента удалось повысить частоту базовой шины до 200 МГц. Другой вопрос, а стоило ли это делать, когда разница в производительности процессоров, работающих с разной частотой системной шины, находится в пределах погрешности измерений? Зато теперь на отлично работают делители памяти. Минимальный шаг сильно уменьшен, самих делителей много – рай для оверклокера.
Стендовый комплект оперативной памяти G.Skill с частотой 3600 МГц так и не раскрыл все свои способности, застыв на частоте 3200 МГц.
И наконец-то Intel избавилась от встроенного регулятора напряжений в процессоре. Все входные данные, как и раньше, задаются системой питания материнской платы. В принципе, мы и до этого могли отключать встроенный преобразователь.
А теперь не самые радостные известия, связанные с термопастой под защитной крышкой. От нее никто не будет избавляться, и модели Skylake так и будут работать с таким штатным термоинтерфейсом.
Сравнительные характеристики
Поколение Intel Skylake: Core i7-6700K и i5-6600K.