Хочу научиться играть на фортепиано

…Многие взрослые люди хотят научиться играть на пианино: по каким-то причинам они не учились в детстве и сейчас хотят восполнить пробелы. Если вы – один из таких людей, тогда данная статья написана для вас.

Обучение игре на фортепиано для взрослых во многих аспектах сложнее, чем для детей; дети схватывают всё на лету, гораздо лучше и быстрее всё запоминают. Поэтому обучение взрослых должно строиться совершенно по иным критериям.

С чего начинать?

Разумеется, прежде чем начать играть на пианино, вам нужны какие-то теоретические знания. И мы сейчас не говорим о музыкальной литературе, анализе опер или других похожих вещах: речь идет о нотной грамоте. Вам необходимо выучить, где какая нота находится (причем как на русском языке, так и латинскими буквами – это называется музыкальный алфавит), как все они называются и уметь прочитать нотный стан. Начинать играть произведения рекомендуется с самых простейших, которые заключены в сборники для 1-3 классов музыкальной школы, а затем плавно повышать сложность.


Обложка одного из самоучителей игры на пианино

Что же касается самого учебника, то в продаже вы можете найти массу учебников по обучению игре на фортепиано с нуля для взрослых. Выбирайте тот, который покажется вам наиболее адекватным и удобным для восприятия: и не обязательно это будет книга, сегодня нет недостатка в обучающих материалах; вы можете смотреть видеокурсы на разных языках или записаться на онлайн-курсы конкретного преподавателя. Даже если вы выбираете бумажный учебник, никто не мешает вам пользоваться теми же видеоуроками как дополнительным пособием для получения знаний. Такой курс есть и у нас на канале – видеоуроки от Анны Якушевой «Пианино для начинающих».

После того, как вы определились с учебником, вам надлежит выбрать для себя правильную мотивацию. Если мечты о том, чтобы сыграть крутое произведение, вам недостаточно, подумайте о развитии вашего слуха, а также о значительном улучшении мышечной памяти и моторики рук в целом. Не бросайте обучение при первом трудном отрывке или сложной технике исполнения: фортепиано является тем самым инструментом, где профессионализм достигается именно что упорной работой.


Обложка ещё одного самоучителя игры на пианино

Обязательно нужно развивать свой слух: без этого полноценной игры на пианино у вас не выйдет. Слушайте мелодии без вербального контента, определяйте инструменты в любимых песнях и пробуйте подпевать даже классическим произведениям, которые на самом деле являются отличным практическим пособием.

Далее стоит сказать пару слов на тему таких важных для любого музыканта вещей как ритм и темп. Все произведения подчиняются какому-то единому ритму, итальянское название которого обычно пишется справа под заголовком произведения. Для выработки в себе чувства ритма необходимо пользоваться на первых порах метрономом, а дальше вы уже сможете выстраивать темп произведения самостоятельно. Метроном можно взять как аппаратный (механический или цифровой, вы можете найти их в нашем каталоге), так и программный, в последнем случае используется соответствующее приложение.


Механический метроном Musedo M-20-BK

Наконец, последний вопрос: нужно ли самому учиться рисовать ноты на нотном стане? Ответ – желательно. Это поможет вам быстрей запомнить расположение нот, правильность написания нот той или иной длительности, а также самостоятельная прорисовка научит вас более быстрому чтению «с листа».

Как устроено пианино

Фортепиано представляет собой, по словам Википедии, «ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент». Акустических пианино бывает два основных вида: собственно, фортепиано с вертикальным расположением струн на резонансной деке (так называется бронзовая или чугунная рама в «сердце» инструмента) и рояль – с горизонтальным положением струн на деке. Звук извлекается посредством нажатия на чёрную или белую клавишу: при этом действии закрепленный за отдельной клавишей молоточек ударяет по струнам, которые выдают соответствующий звук.

Dexibell VIVO H3 WH цифровое пианино, 88 клавиш, взвешенная, тройной контакт, цвет белый

Именно поэтому, кстати, используется понятие «молоточковая механика» в цифровых пианино; этим самым показывается механика инструмента, близкая к акустической; в отличие от простой механики, не имеющей с акустикой ничего общего как по звуку, так и по ощущениям.

Помимо клавиатуры и деки, в пианино и рояле важную роль играют педали. Их может быть от одной до трех и каждая выполняет свою функцию. Крайняя правая педаль называется «демпферной» (damper) из-за ее механизма: по нажатию поднимаются сразу все демпферы, из-за чего струны продолжают звучать после снятия пальцев с клавиш. Крайняя левая педаль (soft) сдвигает молоточки вправо и используется для глушения (ослабления) звучания. Наконец, средняя педаль (sostenuto) используется для задержки звучания только тех струн, демпферы которых (или которой) были подняты в момент нажатия на эту педаль. Средняя педаль используется крайне редко, чаще всего используется демпферная педаль, поэтому вы найдете гнездо именно для нее на большинстве инструментов вне зависимости от ценовой категории (в случае, если вы выбираете инструмент без педалей, а только с одним-двумя гнездами для педалей).

Читайте также:  Высота на которой должен висеть телевизор


Три педали обычного пианино

В синтезаторах и инструментах с автоаккомпанементом вы часто также можете найти гнездо для так называемой педали экспрессии: с ее помощью вы можете менять, например, значение параметра общей громкости инструмента и другие настройки, которые подробно описаны в инструкции. Если в вашем инструменте есть такое гнездо, то вы можете подобрать педаль экспрессии для него в нашем каталоге и пользоваться расширенными возможностями клавиатуры, синтезатора или кабинетного пианино.


Педаль экспрессии для клавишных Roland EV-5

Напоследок нужно рассказать немного про синтезаторы с уменьшенным размером клавиш. Вы можете найти значительную часть таких инструментов у многих производителей – и они предназначены для самых маленьких, то есть детей дошкольного возраста. Такие инструменты не стоит рассматривать в качестве полноценной замены «взрослому» инструменту и ни в коем случае не учить на таком пианино ребенка нотной грамоте, поскольку такой инструмент заведомо ставит ребенку руки неправильно. Используйте его только как игрушку для вашего ребёнка и не более. Кстати, существует и «взрослые» инструменты с уменьшенным набором клавиш – но они почти всегда являются профессиональными синтезаторами, где клавиатура нужна «поскольку постольку» и используется только как вспомогательный инструмент для сочинения музыки.


Детский синтезатор Casio SA 46

Подбор инструмента

Очень часто головной болью для многих является выбор инструмента как такового. Сейчас у вас огромный выбор: начиная с бесплатно отдаваемых акустических пианино середины ХХ века – до высококлассных современных цифровых кабинетных фортепиано или роялей (если есть для них место). Цифровые инструменты премиум-класса имеет смысл покупать только в том случае, если вы задумываетесь над тем, чтобы играть серьёзные произведения.

Dexibell VIVO H7 BKP цифровое пианино, 88 клавиш, взвешенная, цвет чёрный полированная, из 2-х

Помимо такого выбора, многие новички часто ошибочно думают о том, что достаточно купить дешевую MIDI-клавиатуру и практиковаться на ней. Это крайне нежелательно делать, поскольку MIDI-клавиатура является специфическим инструментом и имеет отличную от реальных клавишных инструментов физику. В связи с этим рассматривать MIDI-клавиатуру в качестве полноценного фортепиано нельзя, хотя MIDI-клавиатура остается наиболее удобным инструментом для домашней звукозаписи, где требуется портативность и максимально дружелюбное взаимодействие с софтом.

Acorn Masterkey 61 USB MIDI клавиатура, 61 клавиш, колёса высоты и модуляции.

Функции цифровых инструментов

Среди дополнительных и приятных опций переносных или отдельно стоящих пианино вы можете найти возможность подключения двух пар наушников (например, для игры в 4 руки или для занятий учителя с учеником), встроенную двух- или трёхполосную аудиосистему с динамиками, функцию «игры с симфоническим оркестром», а также технологии демпферного и струнного резонанса для моделирования более реалистичной игры. Почти у всех инструментов есть функция разделения клавиатуры, которая позволит вам играть двумя или более инструментами на одной клавиатуре. Также у всех есть встроенный метроном (что очень полезно при обучении) и возможность транспонирования октав (например, для игры в другой тональности на тех же нотах).


Интерьерное цифровое пианино Casio PX-770WE

Также большинство инструментов допускают запись вашей игры в формате WAV на USB-накопитель и в стандартный MIDI-файл для воспроизведения на любом совместимом устройстве. В современных цифровых инструментах запись в MIDI могут производить все пианино, а в WAV – все инструменты средней и высокой ценовых категорий.

Автоаккомпанемент

Также многие часто смотрят на наличие функции автоматического аккомпанемента, которая позволяет играть в сопровождении других инструментов. Для обучения данная функция не несёт ничего хорошего, поскольку будет отвлекать от практики и изучения нотной грамоты. Смысл использовать данную функцию есть только тогда, когда вы уже будете в состоянии играть по нотам уверенно, сможете разнообразить своё исполнение и придать ему яркости.

Casio CTK-2500 синтезатор с автоаккомпанементом, 61 клавиша, 48 полифония, 400 тембров.

Но следует отличать инструменты с автоаккомпанементом от профессиональных синтезаторов: последние намного сложнее в освоении, и выбирать такие инструменты рекомендуется только тем людям, которые чётко представляют себе, с чем они будут иметь дело.
Инструменты с автоаккомпанементом в изобилии представлены в нашем каталоге.

Посадка

Бытует мнение, что для правильной посадки вам необходима банкетка с регулировкой высоты или табурет (с положенными на него книжками или сам по себе). На самом деле, никто не запрещает вам практиковаться на стуле: его спинка поможет вам и сидеть за инструментом прямо, и не напрягать при этом спину. Конечно, для красивой позы на концерте банкетка является необходимостью; но дома вам никто не запрещает сидеть так, как вам действительно удобно.


Банкетка для пианино NordFolk NAP-5100 Rosewood

Очень часто, кстати, банкетки продаются именно в той цветовой гамме и том дизайне, что и сам инструмент; более того, такие банкетки идут к конкретному пианино в качестве дополнительного аксессуара.

Также посадка влияет на правильность постановки рук на фортепиано: они должны немного возвышаться над клавишами. Если стул мешает вам правильно ставить руки, смените его на банкетку или табурет: рукам ничто не должно мешать.

И, конечно, не надо забывать о длине ногтей: слишком длинные ногти мешают игре, и к тому же их можно сломать, особенно если палец случайно попадет между клавиш.

Практика

Очень распространенный вопрос: а сколько раз в неделю нужно практиковаться?

Читайте также:  Как проверить поддержку 4g на телефоне

Мы на него ответим, что каждый день. Практика, безусловно, необходима регулярная (хотя бы 15 минут в день). Конечно, если вы не собираетесь становиться известным пианистом, то по три часа в день практиковаться не имеет смысла. Более того, когда уйдет эффект новизны, вам будет достаточно сложно уговорить себя высидеть хотя бы час.

Единственная вещь, которую действительно нужно играть каждый день – это гаммы. Они помогают вам приобрести хорошую технику и легко выучить все тональности, чтобы не путать ля-мажор с ми-минором. Для оттачивания техники лучшей рекомендацией будут этюды Ханона (Ганона): более высокотехничных вещей трудно себе представить. Произведения Ханона предлагает со многими своими инструментами компания Yamaha: они зашиты во внутреннюю память инструмента. Инструменты Yamaha вы также можете найти в нашем ассортименте.

Итоги

Мы кратко рассмотрели основные моменты, которые являются важными для взрослых людей, решивших научиться играть на фортепиано. И здесь нет каких-то более или менее важных моментов: важны они все. Начиная с изучения нотной грамоты и выбора правильного инструмента для себя – и заканчивая советами по правильной посадке и технике исполнения.

Автор этой статьи является человеком, окончившим с отличием 9 классов музыкальной школы по классу фортепиано. Поэтому вы можете быть уверены в том, что все данные в статье советы подкреплены личным опытом как самого автора, так и его знакомых разных возрастов, близких к миру фортепианной музыки.

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Войти

Я хочу научиться играть на фортепиано с нуля. Каковы перспективы?

Определенно, людей, желающих научиться играть на фортепиано, очень много. Сужу об этом по часто встречающимся в интернете вопросам типа «Как научиться играть?», «Можно ли научиться играть взрослому?». Кроме того косвенным признаком такой тяги считаю обилие просмотров видеороликов на YouTube, где визуально на пальцах предлагают разучить какую-нибудь популярную эстрадную песенку. Думаю, что те, кто уже проучились хотя бы пару лет, уже не стали бы смотреть подобные ролики. Значит, вся эта миллионная статистика просмотров относится в основном к неумеющим играть. Люди пытаются получить простые, односложные и краткие ответы на свои вопросы о возможности научиться, повторяя этот вопрос снова и снова, и не довольствуясь предыдущими туманными для них ответами. Как будто пытаются купить какую-то вещь, но все еще надеются сбить цену. Я сам часто размышлял о разных аспектах взрослого обучения, пытался представить оптимальные стратегии и пути, испытал многое на своей шкуре. Поэтому решил вбросить свои 2 копейки и написать свой вариант ответа на вопрос о перспективах взрослого, начинающего с нуля.

Изначально мотивация на занятия должна быть очень высокой. Именно ее запас будет проталкивать вас первое время обучения, когда звуковой результат получается ну совсем еще скудным. Мотивация зависит от осознания маячащей в будущем награды и имеющихся бытовых условий, которые определяют саму возможность занятий и их продолжительность. Если вы не сможете выделять на занятия хотя бы один час в день и так в долгосрочной перспективе, то цель-награда плавно перемещается за видимый жизненный горизонт, и я уже не могу понять, какая тут может быть мотивация. Тыканье в клавиши 15-20 минут в день не увеличивает время обучения в 3-4 раза по сравнению с часовыми занятиями. Здесь не линейная зависимость. Прогресс будет гораздо меньший, и, вероятно, за несколько лет вы только корявенько сможете разучить менее десятка простейших песенок по тем вышеупомянутым роликам YouTube. То есть я считаю, что час занятий в день – это тот минимум для взрослого, от которого следует отталкиваться, если вы хотите начать с нуля. Трезво оцените для себя такую реальность выделения такого количества времени. (На телевизор хватает?) Возможно, в далеком будущем вы сможете заниматься и по 20 минут, довольствуясь достигнутым уровнем и просто удерживая его. Любые же попытки-занятия начинающего с временем меньшим часа (в целом за день) я рассматриваю просто как подготовку и прикидку перед началом реального обучения.

Ну а цель, какова будущая награда? Наверное, у каждого мечтающего выучиться своя собственная цель, окрашенная личностными особенностями. Уверен, что не найдется такого идеалиста мечтателя, который ставит целью стать концертирующим по филармониям пианистом. И почему только профессионалы постоянно пытаются тыкать любителям этим в нос в качестве аргумента, что начитать уже поздно: «А вот концертирующим пианистом вы никогда не станете!» Можно подумать, что кто-то прямо так хочет. Ни разу не встречал такого желания среди взрослых (да, честно говоря, и у детей). А вот играть лет через 20 в каком-нибудь уютном ресторанчике свое любимое, и даже за небольшие деньги, совершенно реально. Если опять же вам такая цель интересна. Или даже сможете что-нибудь сочинять свое и играть на публике. Почему 20 лет, а не 10 как у детей? Господа и дамы, ну давайте же будем реалистами.

Для реальных полноценных занятий нужен реальный инструмент, а не дешевая электронная клавиатура. Идеально подходит акустическое пианино, если вам позволяют бытовые условия. Оно и не дорого, если не гнаться за лучшими экземплярами и рассматривать возможность покупки б/у (многие ведь уже выучились, и инструмент им больше не нужен ))). И пианино соответствует требованиям для обучающегося по механике клавиш и качеству звука. К сожалению, большинству, как и мне лично, держать акустическое пианино в доме не представляется возможным. Мне пришлось покупать более дорогой электронный инструмент (сейчас Kawai CA65, куплен за 150 000 рублей), чтобы имеет возможность заниматься в наушниках и не беспокоить соседей и членов своей семьи, при относительном качестве клавишной механики и звука. Но отнюдь я не призываю сразу же покупать дорогой инструмент с самого начала. Даже я противник этого! Если только вы не очень обеспеченный человек, которому ничего не стоит потратить более сотни тысяч рублей на инструмент, то вам было бы разумнее купить для самого начала что-нибудь очень простое, и даже не среднее, а ниже среднего. Ну не за одну тысячу рублей, которую вы с таким же успехом могли бы потратить на вечер в ресторане, и что характеризовало бы незрелость и смехотворность вашего решения о занятиях музыкой, а вот что-нибудь тысяч за пять рублей уже могло бы даже сгодиться. Я прицепился к этой цене, потому что сам недавно с трудом продал свой старенький синтезатор Yamaha за эту цену, а ведь на нем я несколько лет занимался. Этот первый инструмент позволит вам изучить ноты, элементарнейшую базовую технику, и вместе с тем вы сможете оценить за несколько месяцев занятий, насколько вы готовы продолжать их и хотите ли углубляться в учебу далее. Не секрет, что большинство начавших бросят это обучение. Тогда хоть не так сильно пострадаете финансово. Те же немногие, кто решит продолжить обучение, смогут инвестировать большую сумму на серьезный инструмент уже более осознанно и уверенно. Наличие двух инструментов в доме совершенно не окажется излишеством. Один инструмент затем становится походным для игры вне дома, скажем в ансамбле или в гостях, а другой становится стационарным и основным для занятий. Таким образом, я так понимаю смысл двух ценовых категорий для электронного инструмента – дешевый инструмент для первоначальных прикидок или дорогой инструмент с молоточковой механикой для реальных занятий. То, что между ними, "ни рыба ни мясо", мне лично не понятно по назначению, или точнее, то инструменты для игры умеющими играть людьми, но не для самого процесса обучения.

Читайте также:  The bat невозможно экспортировать письмо

Про учителей и их желательность в этом блоге есть уже статьи, так что не буду особо повторяться. Еще раз только отмечу, что для правильной постановки рук в самом начале живое общение с учителем крайне желательно. Затем в меру вашей внутренней дисциплинированности и способности думать самостоятельно, вы сможете постепенно снизить потребность в учителях, встречаясь с ними все реже и реже. Надо только понимать, что отказ от учителя в общем случае удлинит срок вашего обучения. Можете поразмышлять, сколько стоит ваш час на работе (и соответственно ваш час свободного времени), чтобы определить, выгодна ли вам в целом такая экономия на оплате учителю.

Хотел добавить к этому описанию еще ссылки на ролики YouTube, где показаны любительские результаты после каждого года обучения, но решил, что вы сами сможете проделать это самостоятельно. Набирайте, например, в окне поиска piano progress “N years”, где вместо N ставьте конкретную цифру года обучения. Любопытно, что есть достаточно много роликов, начиная от 2 недель обучения и до года, а вот после 3 лет все куда-то пропадают ))) Вот редкое исключение (3 года) – интересный проект http://aquercy-pianojazz-project.blogspot.ru/, выставленный на всеобщий контроль. Человек в 2010 году провозгласил, что через три года он будет играть в джем-сейшенах в джазовых клубах. И стал выкладывать видеоотчеты о своем продвижении с самого начала. Исходный уровень у него, правда, не был нулевым, но и не бог весть каким. Все еще продолжает спустя три года! )) Обратите внимание, например, на этот ролик, который он записал через 3 года от начала своего проекта. Ролик записан в студии в Нью-Йорке с барабанщиком и басистом. По гамбургскому счету клавишное исполнение убогое, но сам мужик должно быть очень счастлив. Во всяком случае я порадовался вместе с ним )) Вам такой уровень подойдет? Тогда вперед!

P.S: Ну а если все же брошу занятия через несколько лет? (это я не про себя) Не будет ли жалко потраченного времени? Думаю, что нет, не будет жалко. В конце концов, все-равно лучше начнете понимать музыку и обеспечите себе на всю оставшуюся жизнь более качественной способностью слушать и радоваться ей.

Update 23.05.15: Только сегодня заметил и раскрыл комментарий от Арнауда Куерси, автора вышеприведенного видеоролика. В его комментарии (ниже) вы найдете ссылки на обновленный уровень его игры. То есть человек не останавливается, и это главное!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector