Gt1081 и gt1083 аналоги

GT1081 и GT1083 это полевые транзисторы IRF530N и IRF9530N. Данную информацию получил когда связался со службой поддержки Microlab. Менял на двух соло 4. В первом случае китайцы плохо прикрутили транзисторы к корпусу во втором закороченные выходные провода.

SOLO 6C. Принципиальная схема усилителя мощности.

Это – очередная (третья) из моих заметок про акустику Microlab SOLO6C. Причина ее появления проста – я наконец-то воссоздал полную принципиальную схему устройства (но требуются еще уточнения по номиналам некоторых пассивных элементов, хотя для меня критичными являются лишь индуктивности кроссовера). Вот как пока выглядит последняя, недостающая часть – усилитель мощности и кроссовер.

Очепятка: Q105 это GT1083, соответственно, у Q106 тип GT1081

Начнем с уточнения предположения, высказанного при описании предварительного усилителя. Как выясняется, это я слишком оптимистично решил, что в таком бюджетном решении применяется софтклиппинг по мощности, это оказалось элементарное замыкание выходов предусилителя на массу при включении усилителя дабы избежать щелчка при включении (конечно, дело не столько в щелчке, сколько в возможном нерасчетном по амплитуде ходе звуковой катушки динамиков). На мой взгляд, можно было бы и попроще сделать (правда, и так не сложно), хотя кто знает, может и была здесь заготовка под клиппинг. Для интереса отпаял ножку R104 в предусилителе – щелчок стал гораздо заметнее и неприятнее. То есть, переходной процесс, генерирующий выходное напряжение при включении, идет с предусилителя. Поэтому в усилителе мощности и не установлены выравнивающие резисторы, место под которые разведено (параллельно фильтрующим конденсаторам выпрямителя).

Обратим внимание на маркировку на плате усилителя мощности. Обозначение SDP1-SOLO5C-A22 говорит о том, что она является основой и для младшей линейки SOLO (как ничто и не мешает быть основой и для старшей). Так как нет никаких схемотехнических особенностей с точки зрения индекса “С” (т.е. дистанционного управления), можно сделать вывод о том, что для серии “С” используется совсем другой усилитель. Сразу в голову лезут нехорошие мысли.
Отличаться же усилители моделей 5С, 6С и 7С могут типами выходных транзисторов и усилительными модулями. К тому же, для 7С, вероятно, потребуются радиаторы для диодов выпрямителя или разделение мостов для левого и правого каналов.
На 6С используется усилительный модуль SDP1-PRO11-A11 и по этому обозначению не понять, используется ли он и в других моделях. Принципиальная схема модуля приведена выше, она выделена светло-серым фоном. Детальный вид модуля:

По существу схемы усилителя. Схема тривиальна. Стандартный АВ усилок с глубокой ООС. Срез по ВЧ на входе с 70 Кгц. Дифференциальные усилительные каскады (Q1,Q2,Q1A,Q2A), раскачка на комплементарной паре Q4 и Q4A и выход с них на составные транзисторы оконечного каcкада GT1081 и GT1083 (в гугле их нет, возможно они просто перемаркированы, так же как и микроконтроллер и темброблок-коммутатор в предусилителе).

Усилитель охвачен ООС через R13 C5. Легкоузнаваемая типовая схема 25-30 летней давности, со стандартной защитой выходных транзисторов от перегрузки с помощью транзисторов Q6 и Q6A по сигналам SCP+ и SCP- и температурной коррекции тока покоя оконечного каскада на транзисторе Q101 (Q101′ для левого канала). В зависимости от типа оконечных транзисторов на модуле есть место для дополнительнойкомплементарной пары транзисторов Q7 и Q7A для раскачки. То есть, они понадобятся, если оконечники – не составные транзисторы. На то, что в моем варианте транзисторы составные, указывает и относительно большой номинал резисторов 1R1 и 1R2 в цепи базы, а транзисторы Q7 и Q7A заменены на диоды в прямом включении по цепи база-эмиттер.
Обратимся к литературе, которую я знал наизусть в пору своего увлечения усилителями. К примеру, серия “Массовая радиобиблиотека”, выпуск 1109 1986 года. На рис.75 приведена схема, за мелкими отличиями, полностью аналогичная усилителю SOLO. Учитывая, что схема рис.75 – это упрощенная схема рис.72, то там появляется и недостающая защита по токовой перегрузке, правда более сложная, так как съем сигнала ведется как с эмиттерных, так и с коллекторных цепей выходных транзисторов.

По усилителю прокомментировать пока больше нечего, дальше буду мерять параметры и снимать характеристики (честно говоря, я их знаю и без измерений, включая ФЧХ, так что особого рвения нет). Проверю, как усилитель ведет себя на большой мощности, что творится с просадкой напряжения и прочими вещами.

Единственное, несколько настораживает достаточно различные с точки зрения электрических и частотных параметров транзисторы BFS20 и PMBT5401 (в корпусах SOT-23), использованные в симметричных каскадах. Будем надеяться, что все-таки они подходят к друг другу (конечно, ни о каком отборе по параметрам мы и не надеемся, речь про принцип). Ну и целесообразность наличия диодов Q7 и Q7A, вполне можно было обойтись перемычкой или небольшим сопротивлением, зачем лишняя нелинейность в цепи сигнала.

Про термокомпенсацию без контакта термодатчика (Q101) с температурой контролируемого объекта даже и говорить как-то неприлично. Хотя бы на каплю липкой протоплазмы его к радиатору прикрепили, что ли. Таки нет, и припаяли ведь на место подальше от радиатора, хотя контакты специально продублированы непосредственно по одной линии с выходными транзисторами.

Кроссовер и корректирующие цепи выходного каскада подвергнутся надругательствам в следующих сериях.

Вроде, пока все. Оставайтесь на моей волне, продолжение последует (я надеюсь).

Ну и, напоследок, еще раз о том, что же я хочу добиться и для чего все это надо. Вроде, я об этом уже писал, но раз вопрос на форуме повторяется (слава богу, без швондеризма), еще раз поясню.

Читайте также:  Что такое валидация документа

Microlab SOLO 6C – отличные мультимедийные колонки. Многих они устроят безо всяких переделок и большинство форумчан с overclockers.ru даже никогда их и вскрывать не будет (по крайней мере, если не будет пошаговой инструкции, на 100% ведущей к заметному улучшению звучания). Например, я свои любимые ММ колонки за 12 лет даже ни разу не вскрывал и вообще такого желания не возникало. Некоторые другие свои вскрывал, но по причине легких быстроустранимых неисправностей (хотя там других и быть не может). Если вы идете от дешевой компьютерной акустики к SOLO и не имеете дома Hi-Fi системы, то SOLO (любая), будет звучать просто потрясающе, и вы будете получать от звука настоящее удовольствие. И таких пользователей будет большинство.
Однако, если дома уже есть хорошая Hi-Fi связка источник-усилитель-акустика, плюс все это правильно в нужном месте расположено, есть возможность прослушать и сравнить звучание качественного источника через эту систему и через SOLO, то ни о каком наслаждении звуком от акустики SOLO не может быть и речи. Да, она озвучивает материал, но атмосферу для получения удовольствия от прослушивания в этом случае не создает!
От этого и происходят постоянные коллизии на форумах – битва мнений о том звучат или не звучат SOLO, могут или не могут они воспроизводить басы или музыку в целом. Поскольку оба противоположных лагеря совершенно правы в своих оценках, то и споры и ”экспертные оценки” будут бесконечными.

Отправной пункт будет таким. Самое ценное в колонках SOLO 6С, по моему мнению, это НЧ динамик. Мне кажется, у него есть потенциал, не раскрываемый в текущем схемно-конструктивном исполнении. Про ВЧ динамик у меня мнение похуже, однако, все это пока только по результатам прослушивания SOLO 6С в сборе, возможно смена предусилителя,усилителя мощности, кроссовера, подбор других пассивных элементов, или механические работы по корпусу изменят мое представление как о НЧ, так и о ВЧ головке. Возможно, это еще и из-за особенностей моего слуха – я не воспринимаю частоту выше 12800 Гц, хотя по низам слышу гораздо ниже 20Гц.

Поэтому цель такая – попробовать реализовать этот потенциал (возможно, только кажущийся) по приближению звучания SOLO 6С к начальному Hi-Fi. Это потребует и средств, гораздо больших, чем просто покупка изначально нормальной Hi-Fi связки для компьютера (так как потребуется еще одна система SOLO 6С, контрольный бюджетный Hi-Fi усилитель и Hi-Fi полочники, некоторое оборудование, столярка, запчасти разные), и времени. Такие затраты я себе могу позволить, а по состоянию здоровья заниматься мне ничем серьезным нельзя как минимум еще год, так что и время есть. Возможно, ничего и не получится, но зато, в случае успеха родится инструкция для людей, которые не могут себе позволить сразу купить Hi-Fi связку, или финансировать подобные НИОКР или не располагают квалификацией, временем (да и еще масса вариантов есть, почему лучше идти уже проторенной дорогой), но которые хотят относительно небольшими затратами времени и средств улушить звучание ММ системы.

А в случае неудачи – все равно польза. По крайней мере, результат, хоть и отрицательный, тоже результат. Да и не все зря – вот, схемку нарисовал, все польза людям, кому-то наверняка будет интересно. Я радиолюбительством увлекся лет в 12 (а мне скоро уже 50 ), перечитывал все журналы “РАДИО” – полная подшивка была с 1968 по 1988 год. Читал по многу раз от корки до корки, начиная от дальней связи на ламповых трансиверах, заканчивая справочными данными по элементной базе, просто маньячное было увлечение, многое паял сам и дорабатывал, строил и АС, и усилители. Как с технической работы ушел на руководящую – все забросил, сейчас вот приходится по интернету копаться по элементной базе, раньше все в голове было. Наверняка такие радиоманьяки есть и сейчас, и им будет просто любопытно почитать мои опусы – посмотреть схемки, даже если у них и никогда не будет SOLO 6С. Так что, в некотором роде, это и миссионерство.

Ну и, наконец, мне просто уже самому стало это интересно (что, вообще-то, уже давно не случалось).

Комментарии и пожелания здесь. Может, кто в своих СОЛО 4,5,6,7 посмотрит маркировочку на платах усилителей и тип оконечников?

PS. Появились в продаже (в Штатах) NAD355BEE, но цена не радует – почти на 300 баксов дороже 352-го. Разработчики говорят, он того стоит – много фич со своего Hi-End моноблока взяли. Правда, для моих скромных целей все более склоняюсь к 720ВЕЕ – чуть дешевле четвертого ротеля, но зато с ДУ и выходом на саб. Хотя сошел бы даже и 315BEE – звучит он как 325 BEE (схемотехника усилителя почти такая же, только напряжение питания поменьше, Ш-образный сердечник трансформатора, коммутация не реле, а полевиками – все как у SOLO 6С ). Типовое значение THD 0.005%, SNR только похуже, чем у 325, но все равно в норме, пиковый ток в нагрузку 2 Ома – больше 11А! Только не удобно будет сравнительное прослушивание одному делать.

Читайте также:  Формулы в ворде 2010 в таблице

SOLO 6C. Принципиальная схема усилителя мощности.

Это – очередная (третья) из моих заметок про акустику Microlab SOLO6C. Причина ее появления проста – я наконец-то воссоздал полную принципиальную схему устройства (но требуются еще уточнения по номиналам некоторых пассивных элементов, хотя для меня критичными являются лишь индуктивности кроссовера). Вот как пока выглядит последняя, недостающая часть – усилитель мощности и кроссовер.

Очепятка: Q105 это GT1083, соответственно, у Q106 тип GT1081

Начнем с уточнения предположения, высказанного при описании предварительного усилителя. Как выясняется, это я слишком оптимистично решил, что в таком бюджетном решении применяется софтклиппинг по мощности, это оказалось элементарное замыкание выходов предусилителя на массу при включении усилителя дабы избежать щелчка при включении (конечно, дело не столько в щелчке, сколько в возможном нерасчетном по амплитуде ходе звуковой катушки динамиков). На мой взгляд, можно было бы и попроще сделать (правда, и так не сложно), хотя кто знает, может и была здесь заготовка под клиппинг. Для интереса отпаял ножку R104 в предусилителе – щелчок стал гораздо заметнее и неприятнее. То есть, переходной процесс, генерирующий выходное напряжение при включении, идет с предусилителя. Поэтому в усилителе мощности и не установлены выравнивающие резисторы, место под которые разведено (параллельно фильтрующим конденсаторам выпрямителя).

Обратим внимание на маркировку на плате усилителя мощности. Обозначение SDP1-SOLO5C-A22 говорит о том, что она является основой и для младшей линейки SOLO (как ничто и не мешает быть основой и для старшей). Так как нет никаких схемотехнических особенностей с точки зрения индекса “С” (т.е. дистанционного управления), можно сделать вывод о том, что для серии “С” используется совсем другой усилитель. Сразу в голову лезут нехорошие мысли.
Отличаться же усилители моделей 5С, 6С и 7С могут типами выходных транзисторов и усилительными модулями. К тому же, для 7С, вероятно, потребуются радиаторы для диодов выпрямителя или разделение мостов для левого и правого каналов.
На 6С используется усилительный модуль SDP1-PRO11-A11 и по этому обозначению не понять, используется ли он и в других моделях. Принципиальная схема модуля приведена выше, она выделена светло-серым фоном. Детальный вид модуля:

По существу схемы усилителя. Схема тривиальна. Стандартный АВ усилок с глубокой ООС. Срез по ВЧ на входе с 70 Кгц. Дифференциальные усилительные каскады (Q1,Q2,Q1A,Q2A), раскачка на комплементарной паре Q4 и Q4A и выход с них на составные транзисторы оконечного каcкада GT1081 и GT1083 (в гугле их нет, возможно они просто перемаркированы, так же как и микроконтроллер и темброблок-коммутатор в предусилителе).

Усилитель охвачен ООС через R13 C5. Легкоузнаваемая типовая схема 25-30 летней давности, со стандартной защитой выходных транзисторов от перегрузки с помощью транзисторов Q6 и Q6A по сигналам SCP+ и SCP- и температурной коррекции тока покоя оконечного каскада на транзисторе Q101 (Q101′ для левого канала). В зависимости от типа оконечных транзисторов на модуле есть место для дополнительнойкомплементарной пары транзисторов Q7 и Q7A для раскачки. То есть, они понадобятся, если оконечники – не составные транзисторы. На то, что в моем варианте транзисторы составные, указывает и относительно большой номинал резисторов 1R1 и 1R2 в цепи базы, а транзисторы Q7 и Q7A заменены на диоды в прямом включении по цепи база-эмиттер.
Обратимся к литературе, которую я знал наизусть в пору своего увлечения усилителями. К примеру, серия “Массовая радиобиблиотека”, выпуск 1109 1986 года. На рис.75 приведена схема, за мелкими отличиями, полностью аналогичная усилителю SOLO. Учитывая, что схема рис.75 – это упрощенная схема рис.72, то там появляется и недостающая защита по токовой перегрузке, правда более сложная, так как съем сигнала ведется как с эмиттерных, так и с коллекторных цепей выходных транзисторов.

По усилителю прокомментировать пока больше нечего, дальше буду мерять параметры и снимать характеристики (честно говоря, я их знаю и без измерений, включая ФЧХ, так что особого рвения нет). Проверю, как усилитель ведет себя на большой мощности, что творится с просадкой напряжения и прочими вещами.

Единственное, несколько настораживает достаточно различные с точки зрения электрических и частотных параметров транзисторы BFS20 и PMBT5401 (в корпусах SOT-23), использованные в симметричных каскадах. Будем надеяться, что все-таки они подходят к друг другу (конечно, ни о каком отборе по параметрам мы и не надеемся, речь про принцип). Ну и целесообразность наличия диодов Q7 и Q7A, вполне можно было обойтись перемычкой или небольшим сопротивлением, зачем лишняя нелинейность в цепи сигнала.

Про термокомпенсацию без контакта термодатчика (Q101) с температурой контролируемого объекта даже и говорить как-то неприлично. Хотя бы на каплю липкой протоплазмы его к радиатору прикрепили, что ли. Таки нет, и припаяли ведь на место подальше от радиатора, хотя контакты специально продублированы непосредственно по одной линии с выходными транзисторами.

Кроссовер и корректирующие цепи выходного каскада подвергнутся надругательствам в следующих сериях.

Вроде, пока все. Оставайтесь на моей волне, продолжение последует (я надеюсь).

Ну и, напоследок, еще раз о том, что же я хочу добиться и для чего все это надо. Вроде, я об этом уже писал, но раз вопрос на форуме повторяется (слава богу, без швондеризма), еще раз поясню.

Читайте также:  Шасси для робота на arduino

Microlab SOLO 6C – отличные мультимедийные колонки. Многих они устроят безо всяких переделок и большинство форумчан с overclockers.ru даже никогда их и вскрывать не будет (по крайней мере, если не будет пошаговой инструкции, на 100% ведущей к заметному улучшению звучания). Например, я свои любимые ММ колонки за 12 лет даже ни разу не вскрывал и вообще такого желания не возникало. Некоторые другие свои вскрывал, но по причине легких быстроустранимых неисправностей (хотя там других и быть не может). Если вы идете от дешевой компьютерной акустики к SOLO и не имеете дома Hi-Fi системы, то SOLO (любая), будет звучать просто потрясающе, и вы будете получать от звука настоящее удовольствие. И таких пользователей будет большинство.
Однако, если дома уже есть хорошая Hi-Fi связка источник-усилитель-акустика, плюс все это правильно в нужном месте расположено, есть возможность прослушать и сравнить звучание качественного источника через эту систему и через SOLO, то ни о каком наслаждении звуком от акустики SOLO не может быть и речи. Да, она озвучивает материал, но атмосферу для получения удовольствия от прослушивания в этом случае не создает!
От этого и происходят постоянные коллизии на форумах – битва мнений о том звучат или не звучат SOLO, могут или не могут они воспроизводить басы или музыку в целом. Поскольку оба противоположных лагеря совершенно правы в своих оценках, то и споры и ”экспертные оценки” будут бесконечными.

Отправной пункт будет таким. Самое ценное в колонках SOLO 6С, по моему мнению, это НЧ динамик. Мне кажется, у него есть потенциал, не раскрываемый в текущем схемно-конструктивном исполнении. Про ВЧ динамик у меня мнение похуже, однако, все это пока только по результатам прослушивания SOLO 6С в сборе, возможно смена предусилителя,усилителя мощности, кроссовера, подбор других пассивных элементов, или механические работы по корпусу изменят мое представление как о НЧ, так и о ВЧ головке. Возможно, это еще и из-за особенностей моего слуха – я не воспринимаю частоту выше 12800 Гц, хотя по низам слышу гораздо ниже 20Гц.

Поэтому цель такая – попробовать реализовать этот потенциал (возможно, только кажущийся) по приближению звучания SOLO 6С к начальному Hi-Fi. Это потребует и средств, гораздо больших, чем просто покупка изначально нормальной Hi-Fi связки для компьютера (так как потребуется еще одна система SOLO 6С, контрольный бюджетный Hi-Fi усилитель и Hi-Fi полочники, некоторое оборудование, столярка, запчасти разные), и времени. Такие затраты я себе могу позволить, а по состоянию здоровья заниматься мне ничем серьезным нельзя как минимум еще год, так что и время есть. Возможно, ничего и не получится, но зато, в случае успеха родится инструкция для людей, которые не могут себе позволить сразу купить Hi-Fi связку, или финансировать подобные НИОКР или не располагают квалификацией, временем (да и еще масса вариантов есть, почему лучше идти уже проторенной дорогой), но которые хотят относительно небольшими затратами времени и средств улушить звучание ММ системы.

А в случае неудачи – все равно польза. По крайней мере, результат, хоть и отрицательный, тоже результат. Да и не все зря – вот, схемку нарисовал, все польза людям, кому-то наверняка будет интересно. Я радиолюбительством увлекся лет в 12 (а мне скоро уже 50 ), перечитывал все журналы “РАДИО” – полная подшивка была с 1968 по 1988 год. Читал по многу раз от корки до корки, начиная от дальней связи на ламповых трансиверах, заканчивая справочными данными по элементной базе, просто маньячное было увлечение, многое паял сам и дорабатывал, строил и АС, и усилители. Как с технической работы ушел на руководящую – все забросил, сейчас вот приходится по интернету копаться по элементной базе, раньше все в голове было. Наверняка такие радиоманьяки есть и сейчас, и им будет просто любопытно почитать мои опусы – посмотреть схемки, даже если у них и никогда не будет SOLO 6С. Так что, в некотором роде, это и миссионерство.

Ну и, наконец, мне просто уже самому стало это интересно (что, вообще-то, уже давно не случалось).

Комментарии и пожелания здесь. Может, кто в своих СОЛО 4,5,6,7 посмотрит маркировочку на платах усилителей и тип оконечников?

PS. Появились в продаже (в Штатах) NAD355BEE, но цена не радует – почти на 300 баксов дороже 352-го. Разработчики говорят, он того стоит – много фич со своего Hi-End моноблока взяли. Правда, для моих скромных целей все более склоняюсь к 720ВЕЕ – чуть дешевле четвертого ротеля, но зато с ДУ и выходом на саб. Хотя сошел бы даже и 315BEE – звучит он как 325 BEE (схемотехника усилителя почти такая же, только напряжение питания поменьше, Ш-образный сердечник трансформатора, коммутация не реле, а полевиками – все как у SOLO 6С ). Типовое значение THD 0.005%, SNR только похуже, чем у 325, но все равно в норме, пиковый ток в нагрузку 2 Ома – больше 11А! Только не удобно будет сравнительное прослушивание одному делать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector