Абза́ц (нем. Absatz «раздел, часть текста») — отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений [1] . Текст между двумя красными строками.

Абзац, обозначая своего рода «цезуру», является единицей членения текста, промежуточной между фразой и главой, и служит для группировки однородных единиц изложения, исчерпывая один из его моментов (тематический, сюжетный и т. д.). Выделение фразы в особый абзац усиливает падающий на неё смысловой акцент. Абзац способствует правильному и быстрому восприятию текста.

Абзац — малоисследованный компонент литературной формы, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора. Характерны, например, краткие абзацы в импрессионистической прозе — симптомы раздробленности, афористичности мысли; или например возвращение к длинному абзацу в несколько страниц у М. Пруста, связанное со стернианской, так называемой «спиралевидной цикличностью» его изложения. Особенно выразителен абзац у А. Белого, который выделяет в особые абзацы даже отдельные части фразы, подчёркивая этим тематическую значимость, ритмическое развитие выделяемых частей.

Для выделения абзаца его, помимо новой строки, печатают с красной строки, то есть отделяют вертикальным отступом от соседних абзацев и/или делают абзацный отступ.

Контроль висячих строк — слежение за тем, чтобы при переносе абзаца на следующую страницу не получилось одинокой строки в начале или конце страницы.

Один из главных вариантов форматирования абзацев (блоков текста) – настройка абзацных отступов. MS Word позволяет настроить: отступы абзаца слева и справа (то есть от границы страницы до текста), а также отступы или выступы первой строки. Как же сделать абзацные отступы в Ворде?

Абзацные отступы можно установить в окне Абзац.

Выделите нужный абзац(ы) или весь документ (клавиатурная комбинация CTRL + A) и нажмите правую кнопку мыши – пункт Абзац.

Откроется окно настройки абзацных отступов.

Обычно текст пишется на расстоянии от края страницы, установленном в Полях страницы, но может потребоваться установка дополнительного отступа – уже от полей страницы. Это и есть абзацный отступ, отступ абзаца. Его можно настроить слева или справа (см. рис) или для обоих полей одновременно.

Отступ абзаца слева

Отступ абзаца справа

Для установки полей отступа нужно установить значение отступа в сантиметрах в окне Абзац.

Например, абзацный отступ 3 см слева и справа выглядит так:

Также установить абзацные отступы слева и справа можно не через окно Абзац, на на линейке Word, потянув за нижние маркеры. Как включить линейку.

Зеркальные отступы

Зеркальные отступы позволят скрепить распечатанные листы как книгу, в которой слева и справа разные отступы. Предварительно также нужно выделить требуемый фрагмент текста.

Красная строка

Отступ первой строки называется красной строкой и устанавливается там же, в окне Абзац. Отступ красной строки бывает двух видов:

Настройка отступа красной строки: выбираем тип (отступ или выступ) и устанавливаем значение в сантиметрах.

Также красную строку можно задать, передвинув маркер красной строки (отступ первой строки) на линейке это верхний левый маркер — нажать левую кнопку мыши на маркере и, удерживая, подвинуть его влево или вправо. Абзацы, для которых нужно установить красную строку, нужно предварительно выделить.

Для большей части документов принято устанавливать красную строку в виде отступа 1,25 см.

Как открыть окно Абзац?

  • выделив нужные абзацы, щелкнуть в любом месте выделения правую кнопку мыши и выбрать пункт Абзац.

  • нажать на кнопку с изображением стрелочки на Риббоне: Главная – область Абзац.

ЧастыеВопросы

— Как убрать все отступы в Word или установить их одинаковыми?

— Выделите весь текст, нажав на клавиатуре комбинацию CTRL + A, нажмите правую кнопку мыши — Абзац — и в окне установите значение всех отступов — 0 или любое требуемое значение — ОК.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Шаблон Excel "Анализатор результатов ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ + ЭССЕ — 2020, 2019" с автоматическим выводом отчета-анализа
Презентация "Умножение и деление на 5"

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2019 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Абзац — это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац — это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.

Примечание. Абзац рассматривается в данном случае только в связи с выявлением и характеристикой сложного синтаксического целого: с целью разграничения этих понятий, поскольку они часто смешиваются.

Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста: его считают то синтаксической единицей, то логической, то стилистической.

Для А.М. Пешковского, например, абзац — это интонационно-синтаксическая единица. Л.М. Лосева считает абзац семантико-стилистической категорией, то же находим и у М.П. Сенкевич. Для А.Г. Руднева это синтаксическая единица. Последнее представляется абсолютно неприемлемым.

Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи — для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык — М., 2002г.

Абзац — это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Абзац отличается от сложного синтаксического целого тем, что он не является единицей синтаксического уровня. Абзац — это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.
Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т. е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи — для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоцио-
нально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуальноавторскую особенность оформления текста. В частности, средний объем абзацев часто зависит от манеры письма.
Абзац и сложное синтаксическое цёлое — это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического- оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-сти- листическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу. Например:
Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто, светились рядом два красных глаза — вероятно, окна какого-нибудь барака, — и длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью и о ней знали только огни, ночь и проволоки. (А. Чехов).
Но совпадение сложного синтаксического целого с абзацем не обязательно. Поскольку абзац может подчеркнуть эмоционально-экспрессивные качества текста, он способен разорвать единое сложное синтаксическое целое и объединить несколько синтаксических целых. Особенно это свойственно художественным текстам. В научных же текстах совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они всецело ориентированы на логическую организяцию речи.
Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой
и темнее, чем она была на самом деле. Н Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие, — весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и казались не от мира сего. И Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где- то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню (А. Чехов). В одном абзаце три синтаксических целых.
Абзацное членение преследует одну общую цель — выделить значимые части текста. Однако выделяться части текста могут с разными конкретными целевыми установками. Соответственно этому различаются и функции абзаца.
[В диалогической речи абзац выступает формальным средством разграничения реплик разных лиц. Например:

  • Вы, верно, нездешние? — сказала она.
  • Точно так с: я вчера только приехала из провинции.
  • Вы приехали с вашими родными?
  • Никак нет-с. Я приехала одна.
  • Одна! Но вы так еще молоды.
  • У меня нет ни отца, ни матери.
  • Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?
  • Точно так с. Я приехала подать просьбу государыне.

(А. Пушкин)
В монологической речи абзац может выполнять разные функции — логико-смысловую, акцентно-выделительную, экспрессивно-эмоциональную. Причем функции абзаца тесно связаны с характером текста, его стилевой характеристикой.
ЦГексты официально-деловые, научные, научно-популярные, учебные ориентируются на логико-смысловой принцип абзацного членения, хотя в ряде случаев не чужд этим текстам и принцип акцентно-выделительный (например, в текстах законов, постановлений и т. д. абзацное членение может разрывать даже отдельное предложение, имеющее ряд однородных синтаксических компонентов).
^художественных текстах, где выявляется функциональное разнообразие абзацев, та же акцентно-выделительная функция подчиняется функции эмоционально-экспрессивной.
Абзац, разрывающий единое синтаксическое целое, исполняет акцентную роль, когда важным считается выделение отдельных звеньев общей структуры, частных деталей в описании, в раскрытии той или иной темы. Такова роль абзацев в следующем тексте, представляющем собой одно сложное синтаксическое целое (абзацев — пять):
Бывает такая душевная уверенность, когда человек может сделать все.
Он может почти мгнрвенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.
Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом.
Он может увидеть и услышать волшебные вещи там, где их никто не замечает: серебряный пень в лунную ночь, звон воздуха, небо, похожее на старинную морскую карту. Он может придумать множество удивительных рассказов.
Примерно такое же состояние испытывал сейчас Лермонтов. Он был спокоен и счастлив. Но не только любовью Щербатовой. Разум говорил, что любовь может зачахнуть в разлуке. Он был счастлив своими мыслями, их силой, широтой, своими замыслами, всепроникающим присутствием поэзии (К. Паустовский).
Сплошной письменный или печатный текст, не разбитый на абзацы, не только труден для чтения, но и проигрывает в смысловом отношении", так как не выделяются структурно-логические части, из которых он_состоит. И совсем иначе выглядит текст в произведениях мастеров художественной прозы:
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде (К. Паустовский).

Абзац состоит из одного или нескольких предложений. Они объединены вокруг одной общей темы. Одно из предложений несет главную мысль всего абзаца, а все остальные предложения раскрывают тему более широко. Предложение с главной целью обязательно. Именно оно кратко предаёт общий узкий смысл всего абзаца. Обычно главное предложение, которое, так же, называют тематическим предложением, не самое первое.

Абзац начинается с предложения немного иной тематики. С каждым последующим высказыванием тема уточняется. К концу абзаца предложения имеют конкретизирующую функцию. Они помогают уточнить детали и нюансы темы.В правильном абзаце должна идти речь об одной конкретной теме. Абзац должен нести в себе всю необходимую информацию для полноценного раскрытия темы.Все предложения, составляющие абзац, должны иметь правильное расположение. Каждое из них, в свою очередь, должно быть непосредственно связанным с основной темой. Также каждая предыдущая единица должна подготовить читателя к последующему.

  • Рыцари — сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Рыцари — аристократия средневековья. В конце X века появился данный титул. Честь, свободолюбие, мужество, верность, отвага – такими были рыцарские доблести.

Музей путешествий (Москва) доклад проект. Окружающий мир 3 класс

Москва – это крупнейший город и столица России. Столица является центром культуры и туризма, также федеральным округом государства. По демографии Москва занимает первое место в РФ

Тропическая пустыня — доклад сообщение

Края тропического пояса занимают тропические пустыни. Слово «пустыня» говорит само за себя, в основном это безжизненная и пустая часть земли. Пустыня – это очень сложная для жизни территория.

Ковалевская Софья — доклад сообщение

Софья Ковалевская была самым известным ученым-математиком женского пола в 19-м веке, имевшей российское происхождение. Она была первой женщиной, которую избрали в состав академии наук

1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац.

2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца.

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

(нем. Absatz — уступ) — единица текста, представляющая собой, как правило, единство тематически объединенных предложений, в одном из которых указывается тема или главная мысль А. Наличие тематического или концептуального предложения в каждом А. важно как для пишущего, так и для читающего. Такое предложение позволяет пишущему или говорящему ясно определить тему (см.: ) и строго придерживаться ее при развитии в других предложениях, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.

Когда мы пишем, мы должны начинать каждый А, несколько отступая от основной линии, с которой начинаются строчки. Это привлекает читателя и показывает ему, что происходит переход от одной мысли или темы к другой.

Правильно построенный А. должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В А. должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, намеченной в тематическом предложении, и не должно быть ничего, что не относится к этой теме.

В художественных текстах тема А. может получить выражение не в одном, а в нескольких предложениях. Если в А. нет «своего» тематического предложения, то это значит, что он является «обеспечением» темы или идеи, получивших отражение в предшествующей части текста.

2. Расположение предложений внутри А. должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением А., и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

Предложения внутри А. должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было выдвинуто на первый план. Начало и конец А. в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразить главную мысль в начале или конце А.

Лит.: Зарубина К Д. К вопросу о лингвистических единицах текста // Синтаксис текста / Под ред. Г. А. Золотовой. — М., 1979; Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. — М., 1981; Севбо И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. — М., 1969; Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. — М., 1973; Солганик Г. Я. Стилистика текста. — М., 1997.

Словарь лингвистических терминов

(нем. Absatz от глаг. absetzen — отодвигать).

1) Отступ вправо в начале строка (красная строка).

2) Отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой, обычно заключающий в себе сверхфразовое единство или его часть, реже — одно простое или сложное предложение.

Этимологический Словарь Русского Языка

Немецкое – Abzatz (уступ, площадка).

В русский язык это слово пришло в начале XVIII в. из немецкого языка, почти в это же время оно появилось и в других славянских языках. Таких, например, как белорусский и украинский.

В немецком языке слово «абзац» обозначало «осадок», а также «отступ», «площадку», «отдел» и т.д. В русском языке есть эквивалент этому иностранному слову, который всем известен как «красная строка».

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

отступ; набор текста с новой строки в начале новой главы, раздела и т. д.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Отступ вправо в начале первой строки; красная строка.

* Писать с абзаца. *

2. Текст между двумя такими отступами.

|| прил. (к 1 знач.) абзацный, -ая, -ое.

Толковый переводоведческий словарь

1. Выражающий комплексное высказывание отрезок текста, в котором образующие его предложения связаны по смыслу и формально.

2. Отрезок письменной речи от одной красной строки до другой, функционирующий как сверхфразовое единство или сложное синтаксическое целое.

Тезаурус русской деловой лексики

‘смещенное вправо начало первой строки текста или отдельного фрагмента текста’

Энциклопедический словарь

  1. отступ в начальной строке текста.
  2. Часть текста (сложное синтаксическое целое), представляющая собой смысловое единство и выделяемая отступом в 1-й строке.

1. Набирайте начальные абзацы без отступа.

Функцией абзацного отступа (красной строки) является обозначение паузы, отделяющей абзац от всего предшествующего. Если перед абзацем стоит заголовок или подзаголовок, то отступ избыточен и поэтому может быть опущен.

2. В сплошном тексте все абзацы после первого отмечайте отступом по крайней мере в полкруглую.

В типографике, как и в любом искусстве, будь то кулинария или хореография, существует баланс между известным и неизвестным, между достоверно ожидаемым и почти непредсказуемым. Типографы, как правило, находят удовольствие в непредсказуемости длины абзацев и в то же время легко принимают успокаивающее постоянство абзацных отступов. Прозаический абзац и строфа (поэтический аналог абзаца) — основные единицы лингвистической мысли и литературного стиля. И типограф должен их выделять таким образом, чтобы сделать отчётливыми, однако не настолько, чтобы форма подавляла содержание. Если элементы мысли или границы между ними кажутся важнее, чем сами мысли, это поражение типографа.

В абзацных отступах можно поместить орнаменты, но орнаментация подходит не к каждому тексту.

Абзацы могут быть обозначены отступом, равным концевой строке предыдущего, но такие абзацы в длинных текстах достаточно утомительны. Они также усложняют процедуру редакторской и корректорской правки.

Знак английского параграфа, буллиты и другие маркеры абзаца могут отмечать разрывы в потоке непрерывного текста, что иногда даёт хорошие результаты. Такой подход экономит место по сравнению с обычными абзацными отступами, но снова оборачивается дополнительными сложностями для редактора и корректора.

Абзацы с втяжкой и с абзацным отступом остаются двумя самыми наглядными способами выделения. Абзацы с втяжкой, кроме того, имеют и другие преимущества, например возможность использования полей для иллюстраций и комментариев.

И те, и другие варианты находят своё применение, но самым простым, безошибочным и в то же время ненавязчивым способом выделения абзацев является простой отступ, то есть пустой прямоугольник.

Какой же абзацный отступ достаточен? Обычно он равен круглой. Другим стандартным значением является размер интерлиньяжа. Если набор вашего текста — 11/13, то отступ может быть 11 пунктов (круглая или кегельная) или 13 пунктов (интерлиньяж). Практический минимум — полукруглая (половина кегельной).

Там, где строки длинны и поля достаточны, абзацный отступ в полторы или две круглые выглядит лучше, чем в одну круглую, но отступ более 3-х круглых обычно малопродуктивен. Короткие последние строки абзацев, за которыми следуют новые строки с большими отступами, придают странице впечатление изодранности.

Некоторые абзацы с выключкой влево отделены по вертикали от своих соседей дополнительным пространством, как правило, с помощью пробельной строки. Такая организация текста характерна для деловых писем и меморандумов, и поскольку она обеспечивает точность, ясность и быстроту чтения, то может быть полезна в коротких документах различного рода. В длинных текстах это может выглядеть бездушно и непривлекательно.

3. Увеличивайте отбивки до и после цитат вподвёрстку.

Отдельные цитаты, набранные вподвёрстку (в разрез основного текста), могут быть выделены различными способами. Например, сменой шрифта (обычно с прямого начертания на курсивное), сменой кегля (например,с 11 пунктов, до 10 или 9 пунктов) или с помощью втяжек.

Часто используется сочетание этих способов, но и одного из них вполне достаточно. Если ваш абзацный отступ невелик, для сохранения единства издания можно использовать тот же отступ и для цитат вподвёрстку. И даже если такая цитата набрана меньшим кеглем, чем основной текст, можно оставить интерлиньяж неизменным. Если набор основного текста составляет 10 / 12, то цитаты вподвёрстку могут быть набраны 10 / 12 курсивом или 9 / 12 прямым шрифтом. Если вы предпочитаете большую плотность или хотите сэкономить площадь, можно выбрать набор 9 / 11 или 9 /10,5.

Но какой бы способ вы ни избрали, должно быть чёткое различие между основным текстом и цитатой вподвёрстку, а затем между цитатой и последующим текстом. Обычно это достигается с помощью пробельной строки или отбивки в полстроки до и после цитаты. Но если интерлиньяж в цитате вподвёрстку отличается от интерлиньяжа основного текста, то отбивки сверху и снизу должны быть изменены таким образом, чтобы цитата соответствовала целому числу строк основного набора.

Предположим, что набор вашего основного текста — 11 / 13 и в него нужно заверстать вподвёрстку цитату в 5 строк, набранную 10 / 12. Высота цитаты составит 5×12 = 60 пунктов. Эта величина должна быть приведена к числу, кратному 13 пунктам, чтобы получить целое число строк основного набора. Ближайшее число, кратное 13, — 5×13 = 65. Оставшееся расстояние 65 — 60 = 5 пунктов, поделенное пополам, составляет 2,5 пунктов, что недостаточно. Отбивка по 2,5 пункта до и после цитаты не обеспечивает её достаточного выделения. Следующее число, кратное 13, — 6×13 = 78, что лучше: 78 — 60 = 18, а 18 пополам составляет 9 пунктов. Сделайте отбивку в 9 пунктов до и после цитаты, и текст снова войдёт в нужный ритм.

4. Для стихотворных цитат применяйте втяжку или располагайте их по центру.

Стихи обычно выключают влево, если стихотворные цитаты расположены внутри прозаического текста, они не должны лишаться привычного выда. Но чтобы стихотворная цитата отличалась от окружающей её прозы, она должна быть набрана с втяжкой или выключена по центру самой длинной строки.

Расположение по центру предпочтительнее, когда формат колонки значительно больше длины строк стихотворения.

Допустим, формат вашего основного текста — 24 пайки, и вы решили набрать стихотворную цитату курсивом того же кегля. Предположим текже, что самая длинная строка цитаты равна 269 пунктам. Втяжка для этой цитаты может быть рассчитана таким образом: полный формат набора — 24×12 = 288 пунктов, разность формата набора и длины самой большой стихотворной строки равна 288 — 269 = 19 пунктов. Теоретически точная величина втяжки для стихотворной цитаты составляет 19 / 2 = 9,5 пункта. Но если близкое к этому значение втяжки уже используется для цитаты вподвёрстку, или как абзацный отступ, то и стихотворная цитата должна иметь аналогичную втяжку.

Тредположим, однако, что самая длинная строка стихотворения составляет 128 пунктов, а формат набора по-прежнему равен 288 пунктов, 288 — 128 = 160 пунктов, половина от 160 равна 80 пунктам. Очевидно, что втяжек, близких к 80 пунктам, нигде больше нет, поэтому стихотворную цитату можно смело набирать с втяжкой, равной этому расстоянию.