Defiance — это разом онлайновый мир и телесериал. Разработчики и съемочная группа обещали, что происходящее в сериале найдет отражение в игре, а то, что творится в игре, даст о себе знать на телеэкранах. И это вам не в суп чихнуть: хотите увидеть своего аватара на экране телевизора — увидите!

. может быть. Когда-нибудь. Но только не в первом сезоне — он уже отснят и смонтирован.

А еще не стоит надеяться, что нашим аватарам достанутся главные роли, в центре внимания зрителей оказались Джошуа Нолан и его приемная дочь Ириса, которые укатили в город под названием Дефайенс. Все самое важное происходит там — игроки же вообще очутились на противоположном краю Америки. У них своя история, и героям сериала до нее нет никакого дела.

Немножко обидно, хотя понятно: Defiance — это ММО, где одновременно живут сотни и тысячи игроков. А на сотни и тысячи главных героев ни одной вселенной не хватит.

► Персональный квадроцикл выдают в самом начале игры, а позже можно будет купить, скажем, гоночный «Додж». Транспорт — едва ли не лучшее, что есть в Defiance. Здесь есть даже гоночные миссии, но почему-то только на время. С другими игроками гонять было бы куда веселее.

Само сложное в Defiance — перестать сравнивать ее с Borderlands. Обе игры — боевики, в обеих условно открытый мир, рудиментарная ролевая система и фетиш на оружие. Взять даже мелочи: в экипировку входят пара пушек, энергетический щит и гранаты, продается все это в терминалах, где каждые несколько минут появляется новая «горячая сделка».

В онлайне механика Borderlands чувствует себя прекрасно, но особой заслуги создателей Defiance в этом нет: Borderlands изначально подразумевала совместное прохождение. Теперь мы где угодно можем встретить случайных прохожих, позвать их в группу, организовать клан, но изменило это немногое.

Из Defiance получилась плохая MMO. Кланы нужны разве что для объединения по интересам, экономики нет в принципе (ремесла? аукцион? понятия не имеем, о чем вы), а в чате круглые сутки царит угнетающая тишина. Ради сюжетных постановок разработчики воспользовались фазированием локаций, и реализовали его еще прекраснее, чем в WoW: Cataclysm. Секунду назад мы видели город, под завязку набитый вооруженными игроками и мирными NPC, но стоило взять квест, как все персонажи внезапно куда-то исчезли. Село мигом заполонили панки-рейдеры, потому что так должно быть по сюжету.

► Огромная жучиная. штука в финале одного из событий. Заканчивается бой обязательно таким ба-бахом с небес.

Вспомнить о том, что мы играем именно в массовый боевик, получается только во время осады очередного куска космического лома (откуда он здесь — читайте во врезке). Это событие в духе разломов из Rift, предыдущей игры Trion. Происходит так: в случайном месте на карте обнаруживается обломок ковчега, и игроки огромной толпой съезжаются к точке падения, чтобы побить охрану, сломать обломок и получить большую награду. Самое веселое, когда обломков появляется сразу несколько, — это значит, что в конце осады будет огромный босс.

Творящееся во время таких событий проще всего описать емким нерусским словом clusterfuck. О тактике никто не думает: игроки просто мечутся и палят в разные стороны. Их обычно настолько много, что тактика перестает иметь значение — все и без того прекрасно получается.

Сюжетные линии двух Defiance почти не пересекаются. Их события происходят в одно и то же время, но в разных местах, с разными действующими лицами.

В игре мы отыгрываем одного из искателей ковчегов и путешествуем по пустошам в районе бывшего Сан-Франциско. Действие сериала происходит почти на три тысячи километров восточнее, ближе к Сент-Луису. Тамошние главные герои — Джошуа Нолан, ироничный авантюрист, похожий разом на Хана Соло, Малькольма Рейнольдса и Спайка Шпигеля, и его приемная дочь, вотанка Ириса, у которой явно было тяжелое детство. В первой серии Джош и Ириса прибывают в город Дефайенс, где люди почти мирно сосуществуют с вотанами, а дальше сериал рассказывает, как им живется в условиях новой цивилизации.

Если онлайновая Defiance — постапокалиптический дорожный боевик, то сериал Defiance раскрывает более или менее бытовые темы. Но учтите, быт в Дефайенсе совсем не такой, к какому мы привыкли.

► Вотаны — это не одна раса, а целых семь непохожих народов. Вот три из них: воинственные дикари ирасиенты, религиозные аристократы каститианцы и маленькие, но очень неглупые либерата. В игре можно выбрать только между человеком и ирасиентом, причем разница будет лишь во внешности.

Однажды — вернее, уже почти завтра — на Землю прибыли межзвездные ковчеги пришельцев-вотанов. Они скитались по космосу в поисках нового дома и теперь, как сами думали, нашли его. Но выяснилось, что на Земле уже кто-то живет.

Другие пришельцы из иной вселенной просто поработили бы человечество, а потом, например, поумирали бы от земных инфекций. Но только не эти!

Переговоры о заселении вотанов на планету длились десять лет. Под самый конец какой-то ксенофоб убил посла вотанов на виду у телекамер, и развязалась война, которую впоследствии назвали Бледной. Закончилась она спустя семь лет, когда ковчеги инопланетян по необъяснимой причине взорвались. Выжившие люди и вотаны устали воевать, помирились и стали жить вместе.

Что до взорвавшихся ковчегов — часть их обломков осталась на орбите, другая обрушилась на землю, и вместе с ней на Землю попали вотанские устройства для преобразования ландшафта. Устройства сами собой запустились — и с тех пор планета стала такой, какой мы видим ее в игре и сериале.

Орбита терраформированной Земли с тех пор замусорена кусками ковчегов, и время от времени эти куски падают на поверхность. Космический лом очень опасен для людей и вотанов, но хранит в себе ценнейшие инопланетные технологии. Поэтому вскоре появились люди, сделавшие себе карьеру на сборе обломков, — их назвали искателями ковчегов. Одним из таких искателей мы становимся в игре.

Ставить Defiance в один ряд с хорошими сюжетными боевиками тоже не хочется. История скучная, персонажи типичные. Есть рассудительный искусственный интеллект женского пола, есть инопланетная femme fatale, есть профессор с бзиком по инопланетным femmes fatales, который очень пытается казаться циничным. Кроме них: обыкновенный постапокалиптический шериф, обыкновенный постапокалиптический сверхзлодей, обыкновенная постапокалиптическая Гаечка и другие замечательные клише.

А еще Defiance-игру, кажется, совершенно не интересует собственная вселенная. Сериал в течение первых же минут объясняет все, что следует знать для начала, а MMO выдает историю помаленьку. И это «помаленьку» нужно еще отыскать. Во встроенной энциклопедии вы ничего толкового не найдете — читайте подсказки на экране загрузки и собирайте раскиданные по миру записи. Но надежнее, конечно, посмотреть сериал.

Без знания предыстории все оказывается совсем просто: мы — искатели ковчегов, работаем на ученого Карла фон Баха, которому захотелось вернуть планету в довоенное состояние и прославиться. Он нам платит, причем деньгами. Это значит, что мы наемники, а наемники не задают лишних вопросов. Конец.

► Пока мы не пройдем конкретную миссию, этот робот будет сторожить проезд до Сан-Франциско и убивать нас, как бы мы ни извернулись. И не обойти его, не обплыть. ► Впрочем, не жалко. Нынешний Сан-Франциско — зрелище все равно безрадостное.
► Единственная тонкость: у противников есть уязвимые места. Гуманоидам стреляем в голову, остальным — туда, где светится. ► Иногда получается отключать возрождение противников в области, отрубив сигнализацию и пришибив человека (или мутанта), который побежит ее включать. Но чаще приходится убивать ровно столько, сколько скажут.

Задания утомляют. Отбиться от волн нападающих, зачистить местность, пройтись по трем-четырем контрольным точкам — что-то сверх этого предлагают редко. И все, абсолютно все в конце концов сводится к стрельбе: хоть погоней это назови, хоть дипломатической встречей. К шестой-седьмой сюжетной миссии начинаешь угадывать, что будет дальше.

Задача — узнать, что стряслось на свинокоровьем (постапокалипсис же!) ранчо. Приезжаем и видим то же, что видели уже несколько миссий кряду. «С севера подходят инопланетные жуки. С востока подходят инопланетные жуки. Еще больше инопланетных жуков подходит с юга», — на один лад твердит искусственный интеллект, встроенный герою в голову. Похоже, ее саму это успело изрядно утомить.

Наши противники — все как один идиоты и всем тактикам предпочитают атаку в лоб. Даже если им удастся прикончить героя, ничего страшного в этом нет: раз в пять минут разрешают забесплатно воскреснуть прямо тут же, а если пять минут еще не прошли, можно заплатить символическую денежку и восстать в двух метрах от места гибели.

► В некоторых миссиях дают поносить особое оружие вроде минигана или такого вот силового кулака. Неплохо для разрядки, но мало. ► PvP в «Теневых войнах» — поначалу тот же clusterfuck: одни пытаются задавить других, другие пытаются не быть задавленными. Но потом все привыкают, и начинается война.

Чуть интереснее становится в групповых подземельях. Это чуть ли не единственные места, где действительно приходится кооперироваться с другими игроками. Враги берут числом, но тут, в отличие от стычек вокруг обломков ковчега, размер команды строго ограничен — поэтому приходится-таки думать, маневрировать и использовать весь арсенал.

Еще очень сильно выручает PvP. Есть два формата схваток: первый — небольшие сессии 6х6, 8х8 и 16х16, второй — «Теневая война», борьба за контрольные точки на карте мира, с участием нескольких десятков игроков. Но у этих режимов свои проблемы. Во-первых, баланс: почти в любом сражении доминируют игроки с дробовиками и скрытностью. Во-вторых, подбор напарников: каждый раз перед началом «Теневой войны» приходится ждать минут по двадцать, прежде чем отыщется достаточно желающих.

Trion, похоже, очень рассчитывают на поклонников сериала. Но пока игру связывали с шоу лишь четыре миссии, хронологически предшествующие сериалу. В прошедшем времени — потому что их убрали после выхода первого эпизода, чтобы, мол, не нарушать хронологию. Нельзя, чтобы Джошуа и Ириса были в Сан-Франциско, когда по сериалу они уже в Сент-Луисе. Идея-то хорошая, но этим все пока и ограничилось, единственное, что изменилось после выхода двух эпизодов, — появились новые достижения. Да, очень смешно.

Назвать хоть одну причину, по которой Defiance предпочтительнее любого другого боевика или MMO, сложно. Разве что вы играете на консоли и очень хотите виртуальный мир без супергероев. Спасти Defiance может только прочная связь с сериалом, но, пока ее нет, здесь даже поклонники заскучают.

Купить Defiance можно, к примеру, в Steam. 899 рублей за стандартную версию и еще 599 за доступ к пяти грядущим DLC. Абонентской платы нет, зато есть внутриигровой магазин с разномастными boosts, декором и экипировкой.

Статистика показывает: если экранизировать отличную игру, получится паршивое кино. Если по хорошему фильму создавать игру, выйдет тоже что-то невнятное. А что будет, если одновременно делать одно и другое? Именно таким, «киноигровым» проектом является Defiance, изначально задуманная как единство двух составляющих — кроссплатформенной MMO-action и фантастического сериала.

Коммерческий интерес здесь очевиден: новоиспеченные фанаты игры не смогут пропустить ни минуты «мыльной оперы», а поклонники сериала наверняка не откажутся собственноручно окунуться в мир обитания их любимых героев в виртуальном пространстве. Создатели даже обещали, что игроки каким-то образом смогут влиять на дальнейшее развитие событий телешоу. Дата выхода первой серии намечена на пятнадцатое апреля — пока сложно сказать, как будут уживаться две половинки проекта. Но игровую часть мы можем оценить уже сейчас.

Сюжет Defiance забрасывает нас в не очень далекое будущее, в котором человечество уже успело познакомиться, поссориться и помириться с представителями инопланетных цивилизаций — вотанами. Все бы ничего, да второй период отношений с пришельцами оказался роковым для Земли: из сбитых людьми кораблей вотанов на планету попала какая-то бяка, трансформировавшая внешний облик привычной нам биосферы. В мире Defiance всюду разгуливают мутанты с автоматами наперевес, грибы вырастают до высоты двухэтажного дома. Один самовлюбленный ученый вознамерился вылечить планету и увековечить свое имя, однако в результате кораблекрушения герой пропал. Тут на просторы безрадостного будущего выходим мы.

После выбора класса, биографии и «верчения» ползунков, настраивающих внешность персонажа, нас приветствует незамысловатое обучение, рассказывающее о том, что тут да как. Во время его прохождения игрока неотступно преследует жуткое дежавю. Все, начиная от профессионального статуса главного героя (ark hunter) и заканчивая механикой боевого процесса, напоминает Borderlands. Перед нами большой открытый мир, под завязку набитый всякой враждебной фауной. В местных ларьках продают автоматы и пулеметы всех мыслимых и немыслимых калибров, предлагают всевозможные модификаторы оружия, а также энергетические щиты и шмотки. На своих двоих бродить по огромному острову не так-то просто; для ускоренного передвижения игроку дан автомобиль, в любой момент материализующийся рядом с героем по нажатии одной клавиши.

Однако кое-что существенно отличает атмосферу Defiance от великолепных Borderlands. И не в лучшую сторону. Во-первых, населенная большим количеством сюжетных персонажей, которых хлебом не корми — дай потрепаться с нами по рации, Defiance совершенно безлика. Лишенные и капли юмора диалоги скучны, а NPC скупы на эмоции. Один хочет спасти мир, другой ему мешает, преследуя свои интересы, третий просто настолько крут, что тыкает всем в нос пистолетом, а главный герой, как пенек, в лучших традициях Гордона Фримена хранит гордое молчание на протяжении всего приключения. Он бессмысленно батрачит на кого выпадет возможность и молчаливой тенью скользит по сюжетной линии. Выбор из четырех классов персонажа ни на что не влияет — какая разница, будете вы «механиком» или «внезаконником», если любому из них придется столкнуться с одним и тем же набором кат-сцен и диалогов?

Более значимым оказывается выбор боевой специализации. Игрок определяет основную способность, на базе которой будет строиться все его развитие. Здесь также доступны четыре варианта. Вы можете научиться уходить в невидимость, значительно ускорять свое передвижение, в разы увеличивать урон от стрельбы или же выпускать фантомного двойника, отвлекающего внимание противников.

Казалось бы, презентуя еще не вышедший сериал, игра должна была сверкнуть сценарной или «актерской» изюминкой. Однако ни сюжет, ни персонажи не вдохновляют нас на дальнейшее прохождение. Ну и ладно — интриги и скандалы, будем надеяться, станут уделом сериала. Однако в происходящем не заинтересовывают и задания. Создатели миссий явно не страдают избытком воображения. Пятьдесят процентов времени мы будем бегать с немощными NPC, изничтожая тысячи врагов и освобождая каких-то заложников, включая-выключая терминалы и подбирая сверхважные железяки. В перерывах эти же самые NPC, видимо устав от процесса, со словами «прикрывай мою задницу, пока я буду копаться в этом компьютере» отворачиваются к монитору и оставляют нас наедине с не ведающим конца «респауном» противника. Бессчетное количество дополнительных миссий, разбросанных по карте, для любителей стопроцентной статистики прохождения становится настоящей пыткой. И дело здесь не в плохой шутер-составляющей — она-то для ММО выглядит очень недурно. Проблема в мучительном однообразии, заставляющем игрока постоянно выполнять одни и те же процедуры. Перемещаться по миру также скучно — в нем нет деталей, которые было бы интересно рассматривать.

Вместе весело шагать…

Однако все не так плохо. Социальная часть Defiance, которая касается общения игроков и самопрезентации себя в виртуальном пространстве, порой действительно заставляет погружаться с головой в мир. Здесь, правда, тоже есть свои шероховатости. Например, находясь в одном пространстве и воюя с одними противниками, союзники не могут взаимодействовать. Устраивая гонки на внедорожниках на пару с другом, вы не сможете протаранить его автомобиль — одна машина просто проедет сквозь другую. И это слегка раздражает.

Мир Defiance — место общего пользования. Здесь ничто не мешает объединяться в группы для совместного прохождения заданий. Радуют и изредка случающиеся события, требующие ролевого участия. Например, едете вы спокойно выполнять очередной квест. По пути вам встречается огромный монстр, добивающий одинокого охотника. Конечно, смерть в Defiance не страшна — за ней незамедлительно следует возрождение в контрольной точке. Но вы пробуждаете в себе инстинкт взаимопомощи и, бросая все свои дела, подаете руку умирающему бойцу и помогаете ему справиться с тварью. После победы он душевно благодарит вас, и вот список ваших друзей пополнился.

Наибольший потенциал проекта обнаруживается в дополнительных мультиплеерных режимах. В любой момент пользователь может обратиться к опции matchmaking, которая предлагает нам три варианта групповой игры. Это может быть или кооперативное прохождение дополнительной миссии вчетвером, или командный «десматч», или режим Shadow War. Последний представляет собой вариацию на тему удержания ключевых позиций. Главное отличие от аналогов в других играх — масштаб происходящего. Количество участников «теневой войны» может достигать 120 человек. Действо происходит на относительно большой территории, каждый из воинов обладает собственным вооружением и способностями. Все это делает данный режим действительно увлекательным.

Столь же масштабны и «аркфоллы» (arkfall) — изредка появляющиеся на карте места концентрации особо крупных монстров. Из свежевыпотрошенных тварей довольно часто выпадают полезные вещи, да и опыта за их убийство дают немало. Поэтому на места «разломов» съезжается огромное количество аркхантеров. Десятки приключенцев, палящих по тварям разноцветными лазерами и закидывающих монстров гранатами, делают из подобного сафари веселое световое шоу. Графика игры, конечно, не генерирует картины, достойные Третьяковки, однако сцены массовых побоищ впечатляют. Интерес к происходящему подогревает соревновательный момент — убивший наибольшее количество монстров аркхантер получит достойную награду.

Defiance — проект очень неоднозначный. Иногда однообразные миссии и монотонный игровой процесс вгоняют в уныние и скуку. Тем не менее при определенных обстоятельствах массовый отстрел врагов сильно увлекает. Все зависит от того, насколько плотно вы будете взаимодействовать с другими игроками, захотите ли превзойти их и стать лучшим. Ведь в сущности перед нами огромная арена для «фарминга», лишенная оригинальных квестов и собственного стиля, которые были, например, в Borderlands. Впрочем, не будем заранее клеймить проект — возможно, душа Defiance обнаружится в сериале.

Плюсы: открытый мир; динамика боев; большое количество оружия.
Минусы: сюжет; графика; однообразный геймплей.

Даже если закрыть глаза на привычные для свежезапущенной MMO технические недоработки (вскоре нам обещают большой патч, который все-все исправит), Defiance страдает от проблемы самоидентификации: та же беда постигла дебютный проект Trion Worlds – фэнтезийную MMO Rift. И если ее схожесть с EverQuest II, Warhammer Online, Guild Wars и World of Warcraft можно понять и простить (в конце концов, Rift копировала не худшие особенности конкурентов), то франкенштейн Defiance сразу же вызывает неприязнь – кусочки других игр, сшитые воедино, не хотят оживать даже после мощного разряда в виде привязки к сериалу.

Пожалуй, основная беда Defiance в том, что ее создатели взяли стандартный MMO-шаблон и заменили привычную боевку на шутер, оставив все остальное почти без изменений. Получилась эдакая копия Borderlands, но из-за возросших масштабов и ограничения на одно активное задание предстоит очень много беготни, что здорово ломает всю динамику перестрелок. Вот вам большая карта, вот знакомые по сотням MMO квесты, вот динамические события (как в Warhammer Online, Rift, Guild Wars 2 и Firefall), вот квадроциклы и машины вместо лошадей и ездовых тигров, вот PvP-бои вместо полей сражений, вот PvE-инстансы вместо рейдов, а вот новые вещички и винтовка +2. Разве что вместо эльфов теперь вотаны – гуманоиды, прилетевшие на Землю после смерти своей планеты.

В итоге мы занимаемся тем же, чем и в обычной фэнтезийной MMO, только вместо прожимания клавиш умений приходится целиться и развешивать хедшоты. Возможно, это устроит владельцев PS3 и Xbox 360, поскольку MMO на консолях (кстати, «спасибо» им за дико неудобный интерфейс в PC-версии) все еще редкий гость, но избалованные онлайн-играми «пекари» сразу же увидят подвох. Как MMO Defiance не способна увлечь ни квестами, ни исследованием мира, ни прокачкой: есть лишь четыре активируемых умения вроде невидимости и быстрого бега, причем «экипировать» можно только одно, да куча пассивных перков. А шутерная часть и вовсе реализована из рук вон плохо.

Основная беда Defiance в том, что ее создатели взяли стандартный MMO-шаблон и заменили привычную боевку на шутер, оставив все остальное почти без изменений.

Убивать врагов банально скучно и некомфортно: слишком большой разброс пуль при стрельбе от бедра (из большинства оружия попасть так можно только почти в упор) вынуждает целиться с плеча, что тоже нелегко: камера резко меняет положение и угол обзора в зависимости от установленного на оружии прицела, и постоянные переключения могут привести если не к морской болезни, то как минимум к дискомфорту. Стрелять же приходится много: авторы настойчиво рисуют на экране врагов, выползающих из машин, зданий, люков и даже просто из-под земли. Складывается впечатление, что количество монстров совершенно не зависит от числа игроков поблизости, поэтому в Defiance, как и в любую многопользовательскую игру, веселее играть в компании — иначе противник просто задавит массой.

Но только приспосабливаешься к строптивому прицелу и входишь в ритм боя, авторы снова вспоминают об элементах ММО: для победы важнее не столько стрелковые навыки (хотя попадания в голову и прочие уязвимые места наносят больше урона), сколько крутизна оружия и установленных модулей: например, приклады дают возможность больнее зарядить врагу в челюсть, а улучшенные обоймы позволяют реже перезаряжаться. Это, наряду с уроном, является первостепенной характеристикой оружия: убить с первого попадания способна разве что снайперская винтовка (и то – слабых врагов и в голову), поэтому приходится поливать мутантов и гигантских жуков свинцом, прячась за укрытиями, чтобы восстановить здоровье и щит. В этом плане Defiance снова здорово напоминает Borderlands, только с видом от третьего лица. Собственно, та бы так бы и выглядела, если бы в Gearbox не приняли гениальное решение раскрасить мир в яркие цвета.

Солнце показывается только по праздникам, а в ночном небе не видно звезд.

Defiance же не повезло – неизвестно, что будет в сериале, но игра вызывает не самые радужные чувства: в окружении используется преимущественно серые, коричневые, темно-зеленые и бледно-желтые тона. Мы понимаем, что создатели рассказывают про очередной вариант мрачного будущего, где Земля подверглась терраформингу, но это не объясняет, почему Солнце показывается только по праздникам, а в ночном небе не видно звезд. Очевидно, и об этом, и о пришествии инопланетян, мы подробнее узнаем из сериала – игра лишь потчует нас банальной историей об ученом Карле фон Бахе, на побегушках у которого и находятся игроки. Убей, защити, найди, принеси, включи – скучнее здешних заданий только необходимость путешествовать на транспорте.