Черта над нотой что означает

Деташе. Французское слово detache означает по-русски «отделять».Но это не точно определяет звучание detache на духовых инструментах: оно указывает на способ его выполнения на струнных инструментах, где каждый звук исполняется сменой направления смычка – вверх или вниз. У исполнителей на духовых инструментах это соответствует произношению звука простой атакой («Та»).

Деташе – исполнение выдержанных на одной динамике звуков, отделённых друг от друга атакой. Этот штрих произносится простой атакой; окончание звука округлённое, без участия языка. В нотной записи detache никаких обозначений не имеет. Иногда оно обозначается чёрточкой над нотой или под ней.

Деташе применяется в напевной музыке не требующей акцентов. Этот штрих хорошо звучит в разных динaмических оттенках и удобен во всех регистрах.

При игре деташе можно свести до минимума паузы, отделяющие звуки один от другого, и добиться, когда это требуется, певучего, почти связного звуча­ ния. Это правило не касается момента вдоха, как естественной цезуры при разговорной речи.

Однако в стремлении добиться большей связности нельзя переходить с прос­той атаки на мягкую, так как применение мягкой атаки (слогом «Да») являет­ся признаком другого штриха.

Деташе – не акцентированный штрих, но его атака должна быть точной и определенной – ближе к акцентированной, нежели осторожной и неопределённой.

Маркато. Итальянское слово marcato по-русски означает «подчеркивая», «выделяя». Общемузыкальный смысл этого слова близок акценту, sforzando, и относится к характеру начало звука. Маркато связывают с под­черкнутым произношением звука, поэтому этот термин вошел в обиход и как слово, определяющее значение штриха.

Маркато – исполнение отделенных атакой друг от друга акцентированных звуков. Для этого штриха характерно активное, акцентированное начало звука с последующим его ослаблением.

Степень ослабления звука может быть постепенной, как при diminuendo, или быстрой, как при subito p или subito f . Окончание звука – округленное, фили­рованное, без участия языка.

Штрих маркато исполняется простой атакой. В нотной записи он обозна­чается знаком > – маленькой вилкой, подобной знаку акцента.

Угасание звука при штрихе маркато помогает успешнее преодолевать неко­торые технические трудности. Так, при исполнении интервалов-скачков удоб­нее менять напряжение губных мышц.

В отдельных случаях угасание звука создает удобства для коротких и быст­рых вдохов, сохраняя при этом связность музыкальной фразы. При штрихе маркато дыхание расходуется экономнее, чем при деташе.

Штрих маркато наилучшим образом способствует формированию хорошей атаки у исполнителей на медных инструментах. Исполняя гаммы в медленном движении, следует отделять звуки один от другого и резко отмечать акцентом начало звука. .

Особенно часто щтрих маркато применяется в музыке драматического, герои­ческого, маршеобразного характера.

Мартеле. В переводе с французского означает молотить, в переносном смысле определяется как «отчётливо» или «жёстко».

Мартеле – исполнение отделённых друг от друга акцентированных и выдержанных на одной динамике звуков. Штрих мартеле требует от исполнителя активной атаки, полностью выдержанной на звуке длительности ноты; окончание звука определённое, с участием языка («Тут»). Мартеле исполняется простой атакой. В нотной записи обозначается знаком ^- вилочкой, обращённой отриём вверх.

Мартеле – ударный штрих. По своей природе он близок к штриху стаккато, но от стаккато его отличает более жесткое, более тяжелое, иногда даже грубо­е звучание. Этот штрих менее выразителен, чем деташе и маркато. Испол­нители применяют его редко.

Стаккато. Итальянское слово staccato по-русски означает «отрывисто». Это акцентированное короткое исполнение звука. При стаккато атака острая, звук быстрогаснущий, окончание звука – легкое, без участия языка.Стаккато исполняется простой атакой, в быстром темпе – вспомогатель­ной, двойной и тройной атаками. В нотной записи стаккато обозначается точкой над нотой или под ней.

Стаккатиссимо является разновидностью стаккатного штриха. Это предельно острое и сухое звучание. Окончание звука прекращается движением языка. В нотной записи стаккатиссимо обозначается зачерненным клином, выставленным остриём вниз. Клин означает, что продолжительность звучания ноты составляет приблизительно 1/4 часть написанной длительности, а оставшиеся 3/4 должны быть выдержаны по паузе. Характерным образцом стаккатиссимо является скерцо из 4-й симфонии Чайковского.

или требованием 16апреля дирижёра. Нон легато. Этот штрих заимствован у пианистов и в переводе означает «не легато». Он также является производным стаккатного штриха, но, в отличие от стаккатиссимо – имеет более продолжительное звучание. При исполнении нон легато на звуке выдерживается приблизительно ¾ написанной длительности, а оставшаяся ¼ часть приходится на паузу. Другими словами между певучими звуками должны прослушиваться лёгкие паузы. Атака при исполнении нон легато простая («Та»), напоминающая атаку при штрихе деташе. Окончание звука округлённое,без участия языка.В нотной записи существуют два способа обозначения нон легато: точка над нотой и над точкой чёрточка или точка под лигой. Отличительной особенностью штриха стаккато и его разновидностей являются паузы между нотами. Длительность пауз мы обозначили цифрами, но это лишь условность, продолжитель-

ность же их определяется ощущениями исполнителя

( Исполнители иногда путают нон легато с портато, ошибочно применяя в нон легата мягкую атаку ( «Да»), которая характерна для штриха портато.)

Портато.Название этого штриха происходит от итальянского слова portato, что переводится как «нести». Портато – это способ очень связного исполнения звуков, способ мягкого подчёркивания слогом («Да») тянущегося звука. Портато – это единственный штрих, исполняемый мягкой атакой – «Да».

В нотной записи портато обозначается черточками и лигой над нотами или под нотами.

Портато – выразительный штрих мягкого повторения звуков. По степени связности он близко стоит к штриху легато, но по звучанию близок к деташе. Деташе и портато различаются по способу атаки: в деташе она простая («Та»), здесь – мягкая («Да»). Этим И обусловливается абсолютная связность звучания портато и наличие едва уловимых люфтов в звучании деташе.

Читайте также:  Как восстановить стертое ластиком в фотошопе

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Tenuto ( [тэну́то], причастие глагола итал. tenere – «удерживать, сдерживать, задерживать»), обозначение, используемое в музыкальной нотации. Возможно, это одно из первых обозначений, использованных на нотном письме. Ноткер Заика (около 840—912) в одном из своих писем указывает, что используемую в григорианском хорале букву t следует понимать как trahere vel tenere debere.

В наше время этот термин имеет два разных значения:

  1. Предписывает выдерживать полную длительность ноты без какой-либо па́узы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, исполнять её с заметной атакой (non legato).
  2. Предписывает превысить указанную длительность ноты, задержав её длительность чуть больше, чем обычно.

Это обозначение часто используется, в основном, для задержки зата́кта (тем самым задерживая сильную долю) в партиях голоса.

Содержание

Использование в музыке барокко и музыке периода классицизма [ править | править код ]

Первое значение термина превалирует в баро́чном и классическом периодах истории западной музыки. В течение этих периодов, если не было указано другого, ноты игрались в типично отрывистом, ритмически выдержанном стиле. Таким образом, ноты, обозначенные tenuto (или никак не обозначенные) в партитурах тех музыкальных эпох должны были играться точно так же, как никак не отмеченные ноты в более современных партитурах.

Использование с эпохи романтизма до наших дней [ править | править код ]

Классический период перешёл в эпоху романтизма. Западная музыка в своём развитии ушла от непременной выдержанной ритмики, и обозначение tenuto потеряло тот смысл, который в него вкладывался раньше. Однако, в дополнение к этому изменению (и многим другим), в большей части произведений периода романтизма появилось обозначение темпа. Тем самым, tenuto возродился в своём втором значении. В то время обозначение часто используется в опере, в основном для задержки затакта (тем самым задерживая сильную долю) в партиях голоса.

В современной музыке обозначение tenuti может использоваться в обоих смыслах, но всё же чаще встречается второй вариант.

Варианты записи [ править | править код ]

tenuto может быть записано тремя способами:

  1. Слово tenuto, написанное над пассажем, который следует играть tenuto
  2. Сокращение ten. написанное над отдельной нотой или пассажем
  3. Горизонтальная линия, приблизительно длиной с нотный овал. Ставится непосредственно под или над нотой, которую следует играть tenuto (см. иллюстрацию выше)

Штрихи можно разделить на две группы – неакцентированные и акцентированные.

Неакцентированные штрихи

1. Легато (legato). Обозначается лигой под или над нотами. Переход от одного звука к другому происходит связанно, без перерыва (без атаки). Основное выразительное качество legato – певучесть звуковой линии, плавность переходов в интервалах.

2. Портато (portato). Обозначается черточками с лигой под или над нотами. Этот штрих исполняется динамически ровно, длительность звука предельно выдерживается до конца в основном в тихих нюансах. Атака – исключительно мягкая, нежная, незаметная, кончик языка едва касается альвеол (тю). Можно пользоваться наиболее мягкой артикуляцией ю, а также более четкой – кю.

Portato – штрих кантиленного, лирического характера.

3. Тенуто (tenuto). Обозначается черточками под или над нотами. Некоторые специалисты называют его détaché, отождествляя с нотой без обозначения и считая, что это одно и то же. С этим нельзя согласиться. В словаре А.Должанского (4-е издание Л., «Музыка», 1964.) говориться: «.. "Tenuto" – выдержанно, точно по длительности и ровно по силе, иначе обозначается черточкой над или под нотой». Для того, чтобы звук до конца выдерживался во времени (продолжительности) и силе (динамике), а лучше даже несколько передерживался (причем этот момент скорее психологический), выдох после атаки следует постоянно немного усиливать, крещендировать, поддерживая, таким образом, полное звучание.

По сравнению с предыдущим штрихом, tenuto чаще исполняется в нюансах большей громкости. Атака более твердая и четкая. Язык плотнее прижимается к верхним зубам или к внутренней части верхней губы, используя артикуляцию тю.

Этот штрих также напевного, протяжного характера, но более активного, волевого звучания.

4. Деташе (détaché). Специального обозначения не имеет. Это слово французское (détacher – отделять). В отличие от предыдущих штрихов, détaché характеризуется незначительным ослаблением силы звука к моменту его окончания, а также, на наш взгляд, минимально укороченным звучанием, особенно в медленных темпах и в более продолжительных нотах, когда между звуками угадываются паузы.

Détaché, наряду с legato, – наиболее распространенный в практике нотного письма штрих, который легко исполняем, но зато маловыразителен. Опытный музыкант, хорошо разбирающийся в стилях, добавляет к «голым» нотам, когда это требуется, нужные и необходимые штрихи. Особенно это уместно в музыке стиля барокко (в восьмых и четвертях) и частично классики.

Известно, что такие композиторы, как И.С.Бах, Г.Телеман, Г.Ф.Гендель, А.Вивальди и другие в своих сочинениях не выставляли штрихи и динамику. Каждый исполнитель сам, на свое усмотрение, делал редакцию исполняемого произведения, не нарушая стиля. При исполнении штриха détaché артикуляция и атака могут быть различными в зависимости от динамики и темпа.

5. Залигованное стаккато. Staccato – слово итальянского происхождения, означающее – отрывисто. Залигованное стаккато его разновидность. Оно обозначается точками с лигой под или над нотами. Соотношение звучания ноты к паузе примерно 3/5 к 2/5, опять же в зависимости от темпа и длительности нот. Этот штрих обычно применяется в спокойных, умеренных и медленных движениях (темпах), а также в тихих нюансах.

Атака языка – мягкая, выдох равномерный и спокойный, прерываемый для соблюдения и обозначения пауз между нотами.

Артикуляция может быть самой разнообразной: и кончиком языка ближе к альвеолам (тю и тё), и средней спинкой языка, посредством прижатия кончика языка к нижним зубам (как было сказано выше – наиболее мягкая атака), и задней частью языка (кю и кё).

6. «Тенутное стаккато». Обозначается точками с черточками под или над нотами. По продолжительности звучания этот штрих примерно схож с предыдущим (3/5 к 2/5), но в отличие от него вписывается в группировках меньшего количества нот для удобства письма и для более эстетического зрительного восприятия. Гораздо удобнее, например, большую группу нот залиговать с точками, нежели выписывать точки с черточками на каждой ноте. Тенутное стаккато лучше применять в группировках из двух-четырех нот, а также в конце фразы для убедительности ее окончания. Оно используется в произведениях всех стилей, от И.С.Баха до современных авторов, и чаще всего в медленных частях. Например, в первых частях си минорной, Ми-бемоль мажорной, Ля мажорной и ми минорной сонат И.С.Баха. Примеров можно привести бесчисленное множество. Артикуляция тю и тё, при которой атака языком должна производиться соприкосновением с верхними зубами или с помощью языка с внутренней частью верхней губы, дающего более четкое звукоизвлечение. В отличие от залигованного стаккато, атака языком при «тенутном» стаккато убедительнее и тверже. Штрих исполняется упруго, с некоторым нажимом и в нюансах средней громкости.

Читайте также:  Что такое push to talk в варфейс

7. Стаккато (staccato). Обозначается точками под или над нотами.

Staccato – штрих легкий и изящный, исполняемый коротко и отрывисто быстрым отдергиванием языка, в результате чего звуки отделяются паузами. Время пауз должно быть значительно больше времени звучания, причем это соотношение меняется в зависимости от темпа и длительности нот. В медленном темпе пауза продолжительнее, в быстром – паузы на слух не прослушиваются, и поэтому стаккато приближается к détaché. В более продолжительных нотах доля паузы больше (1/4 к 3/4). На характер staccato оказывает влияние также и динамика. В нюансах большой громкости staccato звучит акцентированнее и поэтому становится ближе к штриху marcato или martelé.

Staccato исполняется двумя способами – одинарным (простым) ударом языка (простое, одинарное staccato) и двойным (сложным) ударом языка (двойное staccato). При первом способе атака производится соприкосновением, касанием кончика языка к внутренней части губы, или к верхним зубам, или немного выше их – в зависимости от характера и динамики музыки; при этом произносятся слоги тю и тё. При всех способах участвуют диафрагма и мышцы брюшного пресса, благодаря чему staccato получается более упругим, четким, «звучащим» и полетным. При втором способе – двойном, сложном ударе языка работает и кончик и задняя его часть (спинка), чередуя артикуляцию тю-кю, равные по силе.

В отличие от простого staccato, при двойном кончик языка должен находиться за верхними зубами и отталкиваться от них. В очень быстрых темпах кончик языка немного приподнимается, касаясь альвеол. Возникает ощущение вертикального движения языка. Триоли и квинтоли можно исполнять двойным и тройным (т-к-т т-к-т-к-т) ударом языка. При игре двойным ударом языка в быстрых темпах staccato не должно быть отрывистым, слишком коротким, особенно в произведениях классиков – Моцарта, Стамица, Девьена, Плейеля и других.

Стаккатиссимо (staccatissimo) – слово производное и специального обозначения не имеет и поэтому как самостоятельный штрих не существует. Упоминая здесь этот термин, обращаем внимание на то, что выполняется этот вид staccato предельно коротко. Такой характер штриха staccato встречается только в современной музыке.

Акцентированные штрихи

1. Маркато (marcato) – итальянское слово, которое можно перевести как «подчеркнуто», «четко». Обозначается акцентами – галочками под и над нотами. Начало звука акцентированное с последующим его затуханием. Этот штрих по характеру схож со сфорцандо. Выполняется он активной и твердой атакой кончиком языка по внутренней части верхней губы или в верхние зубы (тю или тё). Перед звукоизвлечением язык плотно прижимается к одной из упомянутых точек, а затем резко и быстро отталкивается назад. Под воздействие такой отрывистой атаки происходит отдача в мышцах живота в виде толчка. Таким образом, посыл воздуха в инструмент происходит под стремительным и большим скоростным напором, а начало звука получается сильным и упругим, после атаки следует ослабление выдоха.

При исполнении штриха macato большое значение имеет тренированный артикуляционный аппарат – губы, язык и мышцы, связанные с дыханием, особенно диафрагма, которая всегда должна при выдохе сохранять вдыхательное состояние, а также губы, не расслабляющиеся до окончания звучания штриха.

Если губы после атаки расслабить, как часто бывает, то выходящая струя воздуха потеряет скорость и концентрацию. А, как известно, распыленная струя ведет к расплывчатому и низкому по интонации звуку.

Артикуляция штриха marcato очень сложная и требует постоянной и долгой тренировки.

Используется он в умеренном движении и в сильных нюансах.

2. Мартелé (martelé). Это французское слово можно перевести как «отчеканивание». Обозначается акцентами – клиньями под или над нотами. Звукоизвлечение очень отрывистое, резкое и сильное.

Техника работы исполнительского аппарата та же, что и при marcato. Различие лишь в том, что после активной атаки звук не затухает, а выдерживается по силе до его окончания. Исполняется martelé в основном в подвижном и быстром темпах напористого характера, при этом используется артикуляциятю и тё с атакой в передние верхние зубы.

3. Маркированное стаккато. Обозначается акцентами с точками под или над нотами. Объединяет в себе два вида штриха – marcato и staccato, благодаря чему staccato получается акцентированным.. Исполняется этот штрих легким акцентом и менее коротко, staccato, поэтому длительность звука несколько больше, чем при staccato, а время паузы – меньше.

Артикуляция примерно та же, что и в штрихах marcato и martelé, но работа губ, языка и мышц дыхания менее активная. Поэтому маркированное стаккато отличается легкостью и непринужденностью звучания.

4. Маркированное тенуто. Обозначается акцентами с черточками под или над нотами. Надо сказать, что этот штрих, так же как предыдущий и последующий, можно объединить в одну группу – смешанных акцентированных. Но в отличие от других акцентированных штрихов, при этом штрихе после активной и резкой атаки следует незначительное ослабление звука с последующим его продолжением до конца на одном динамическом уровне, одинаковой силы и без пауз между звуками – как говориться, на одном дыхании.

Читайте также:  Стиральная машина candy не греет воду

Артикуляция та же, что и в предыдущих штрихах, – активная, сильная. Можно использовать удар языка по внутренней части верхней губы, а также в верхние зубы (тю, тё).

После атаки выдох немного ослабевает, а затем усиливается и продолжается на crescendo до следующей акцентированной атаки. Звучание этого штриха напоминает удары колокола. Исполняется увесисто, тяжело, записывается, как правило, нотами большой длительности.

5. Маркированное легато. Обозначается акцентами с лигой под или над нотами. Этот штрих артикулируется акцентами с помощью губ (произносится как буква ф), диафрагмы и мышц брюшного пресса с воздействием на эти мышцы резкими выдохами-толчками. Перерывов и пауз между звуками не должно быть, лига не должна нарушаться.

Весь артикуляционный процесс происходит без языка и на одном дыхании.

Если требуется более заметный акцент на каждую ноту, то можно при атаке подсоединить и язык, но так, чтобы не нарушить связь между нотами, то есть legato. Поэтому атака языка должна быть мягкой и пластичной, с легким прикосновением к верхним зубам и частично к альвеолам, а также с использованием артикуляции кю.

Обычно этот штрих употребляется в умеренно-медленном движении музыки. В качестве примера можно привести 15-й такт медленной части Венгерской фантазии Допплера, где используется этот штрих.

Все перечисленные штрихи известны. Но знать теоретически – это еще не значит уметь их выполнять практически. Часто приходится слышать игру флейтистов, лишенную штрихового разнообразия, со слабо развитой артикуляцией. В основном флейтисты (как правило, молодые и начинающие) играют только раздельно и связно, неправильно считая, что раздельно – это staccato, а связно – legato и что этого достаточно.

Штрихом staccato, как правило, серьезно не занимаются, а тем более в совершенно необходимых медленном и умеренном темпах, в которых только и можно достичь развитости и тренированности языка, короткой и четкой атаки и настоящего качественного staccato.

В медленном темпе легче контролировать артикуляцию, качество штриха, используя максимальные паузы между нотами (звуками). Как мы знаем, в быстром темпе нивелируется, сглаживается различие между длительностью ноты и длительностью паузы. Как уже говорилось выше, в быстрых, а тем более в очень быстрых темпах staccato переходит в détaché, а в медленных темпах раздельное исполнение звуков приводит к штриху tenuto. В результате получается так, что исполнитель, не овладев техникой работы языка при исполнении коротких звуков, а значит, и staccato, и других штрихов, требующих соответствующей атаки. На первых же уроках, когда ученик переходит к игре на флейте (после постановки дыхания и игры на голове флейты), он должен осваивать примеры атаки и штрихи legato и staccato. Именно эти штрихи являются основной, исполнительской базой всех других.

Артикуляцией и штрихами надо заниматься самостоятельно и ежедневно, так же как и другими видами техники.

Хорошо тренировать известные нам артикуляции, способы атаки и штрихи в гаммах, как в прямом движении снизу вверх и сверху вниз, так и по ступеням, по несколько квартолей и триолей на каждую ступень гаммы. Эти упражнения надо разучивать в нескольких темпах (примерно в четырех) – медленном, умеренном, подвижном и, когда ученик достигнет определенного технического мастерства, в быстром.

Особое внимание следует уделять развитию артикуляции, атаки и штриха и непосредственно staccato – в трудном для исполнения на флейте нижнем регистре, в звукоряде от соль до до 1-ой октавы.

Существует много различных упражнений, и исполнитель сам может выбрать любое.

В заключение немного остановимся на использовании штрихов в зависимости от стиля, традиций, эпохи. Значительность, активность и достаточное разнообразие штрихов можно наблюдать в произведениях композиторов XVII – середины XVIII века (стиль барокко). Одна из характерных особенностей этого стиля – укороченная длительность восьмых и четвертных звуков в быстрых частях сонат и концертов, близкая к не слишком короткому или маркированному staccato. И наоборот, нехорошо, не в стиле, играть построения из шестнадцатых штрихов staccato – здесь уместен штрих détaché.

Струнники и пианисты, как в прошлом, так и в настоящем играют именно таким образом, и никаких вопросов в этом смысле у них не возникает. К сожалению, большинство наших флейтистов продолжают неправильно исполнять восьмые штрихом détaché, а то и tenuto. Помимо записей выдающихся флейтистов ученикам следует больше слушать исполнение и других замечательных музыкантов – струнников, пианистов.

В классических произведениях (вторая половина XVIII – начало XIX века) штриховая палитра несколько ограничена в активности по сравнению с сочинениями эпохи барокко. Классицизму присущи изящество, легкость, полетность быстрых частей. Поэтому здесь превалирует штрих staccato и legato в различных сочетаниях, комбинациях. Но довольно часто нужно пользоваться и такими штрихами, как маркированное staccato, «тенутное» staccato, маркированное tenuto и другими.

Шестнадцатые в «классике» так же, как и в «барокко», не должны звучать коротко и отрывисто, что ведет к тяжелому, даже грубому исполнению. Стаккато должно быть мягким, деташированным и исполняться расслабленным языком, двойным способом, на легатном выдохе, сохраняя плавность и гибкость линии.

Романтической музыке (начало и конец XIX века) свойственна эмоциональность, экспрессия чувств, яркая образность и контрастность, бурная стремительность пассажей. Чтобы многограннее раскрыть характер образов (лирических, драматических, героических и прочих), надо великолепно владеть разнообразием штрихов, наравне с агогикой и динамикой. Хорошей иллюстрацией этому могут быть сочинения Ф.Шуберта, Б.Ромберга и выдающихся флейтистов XIX века – Т.Бёма, Ж.Демерссемана. Ф.Допплера, Ж.-Л.Тюлу, И.Андерсена и других, много сделавших для развития исполнительского искусства игры на флейте и обогативших ее репертуар.

Ю.Н.Должиков – Нотная папка флейтиста №1.
Тетрадь №1. Методика Упражнения Этюды. Начальные классы музыкальной школы,
– Москва, издательство «ДЕКА-ВС», 2004

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector