Черно белые фильмы в цвете список

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Список колоризованных чёрно-белых фильмов" в других словарях:

Колоризация — Колоризация разновидность технологии цветного кинематографа или фотографии, в которой исходное чёрно белое изображение преобразуется в цветное. Содержание 1 Колоризация в кино 1.1 Технология … Википедия

Колоризация — преобразование монохромного (чёрно-белого) кинематографического или фотоизображения в цветное. Колоризация считается разновидностью цветного кинематографа или фотографии и применялась до изобретения этих технологий. В настоящее время колоризация находит применение при реставрации кинофильмов для их улучшения.

Содержание

Колоризация в кино [ править | править код ]

Самой первой технологией колоризации стала ручная раскраска киноплёнки анилиновыми красителями, впервые использованная в 1895 году Эдисоном в ролике «Танец Лои Фуллер» для кинетоскопа [1] . Изображение каждого кадрика вручную раскрашивалось тонкими кистями, давая на экране цветное движущееся изображение. Один из пионеров немого кино Жорж Мельес выпускал колоризованные фильмы, используя поточную раскраску бригадой художниц. Наиболее известный пример такой киноленты — «Путешествие на Луну», выпущенное в 1902 году как на чёрно-белых, так и на раскрашенных фильмокопиях. Цвет таких фильмов был примитивен, и «дышал» на экране из-за неизбежной неравномерности окраски соседних кадриков и ошибок прорисовки контуров. Однако, раскрашенные фильмокопии стоили дороже чёрно-белых и имели успех у зрителей. Наиболее распространённым способом колоризации было тонирование, когда киноплёнка с отдельными сценами окрашивалась целиком: например ночные эпизоды тонировались в синий цвет, а пожар — в красный [2] [3] .

Более совершенная техника колоризации «Патеколор» (англ.) русск. (фр. Pathécolor ) была разработана в 1905 году кинокомпанией «Pathé», и основывалась на использовании трафаретов, вырезавшихся на специально отпечатанных позитивах. Кадрики таких позитивов прорезались острым ножом, образуя контур соответствующих областей: неба, воды, лиц актёров и других окрашенных объектов [4] . Через полученные трафареты на чёрно-белую фильмокопию последовательно накладывались красители, что позволяло изготавливать раскрашенные фильмы тиражным способом [5] . Позднее процесс был переименован в «Патехром» (фр. Pathéchrome ) и последним фильмом, изготовленным с его применением, в 1930 году стало музыкальное ревю «Приглашает „Элстри“».

В 1916 году техники кинокомпании «Парамаунт» Макс Хэндшигл и Элвин Викофф (англ. Max Handschiegl, Alvin Wyckoff ) запатентовали технологию «Хэндшигл» (англ.) русск. (англ. Handschiegl Color Process ), основанную на окраске заданных областей кадриков позитива желатиновыми матрицами [6] . Процесс был впервые использован в фильме «Женщина Жанна», выпущенном в том же году. Один из первых (возможно, первый) пример колоризации в советском кинематографе — фильм «Броненосец „Потёмкин“» (1925). В этом фильме поднимаемый на флагштоке броненосца флаг был вручную раскрашен Сергеем Эйзенштейном в красный цвет [7] .

Ручная раскраска фильмов применялась вплоть до конца 1930-х годов, когда появились первые пригодные технологии цветного кино в натуральных цветах. Постепенно колоризация уступила им место, но спустя некоторое время, с появлением компьютеров оказалась вновь востребована для получения цветных версий фильмов, снятых в чёрно-белом варианте.

Цифровая колоризация [ править | править код ]

По мере совершенствования компьютерных технологий работа упростилась: студии стали окрашивать фильмы, размечая цвет в одном опорном кадрике. На основе этого единичного кадра компьютер автоматически копирует цвет на все изображения в пределах монтажного кадра. Процесс был изобретён канадцами Уилсоном Марклом и Брайаном Хантом [8] . Впервые его применили в 1970 году для колоризации лунных съёмок в программе Аполлон.

Колоризация по этой технологии начинается с изготовления монохромного фильма, желательно с оригинального негатива. С киноплёнки при помощи специального сканера делают высококачественную цифровую копию. Для каждого кадра формируется цветовая маска, в которой цвета могут распределяться, например, по направлению движения объекта или уровню серого. Маска каждого кадра может служить основой для маски следующего кадра. В последующем черно-белая основа сливается с информацией о цвете, давая на выходе колоризованный фильм. Эта технология была запатентована в 1991 году [9] . При использовании описанной техники вначале получались приглушённые, неяркие тона, однако в последующие годы компьютерная технология совершенствовалась, так что многие окрашенные фильмы стали выглядеть довольно правдоподобно.

Значительную проблему при колоризации представляет большая затрата труда. Так, для каждого кадра требуется разделение на множество зон, каждой из которых в дальнейшем присваивается определённый цвет. Эта проблема не получила в своё время адекватного автоматизированного решения из-за отсутствия алгоритмов, позволяющих автоматически выделять границы значимых областей при наличии размытости или при значительной сложности, например границы волос и лица человека.

Некоторые компании, работавшие над совершенствованием технологии колоризации, заявляли, что в их распоряжении находятся алгоритмы для автоматического выделения границ значимых областей. В технологии компании Legend Films задействованы механизмы распознавания форм и воссоздания фона, которые могут перемещать и изменять форму масок от кадра к кадру. Задний план у них окрашивается в отдельном процессе, учитывающем весь объём данных для определения передвижения кинокамеры. После выделения и колоризации фона начинается более привычный процесс наложения цветных масок. В информации компании Timebrush описывается технология с использованием нейронных сетей, позволяющая безошибочно выделять линии объектов и использовать насыщенные цвета. Как утверждается, технология экономична и может быть использована как для низкобюджетных колоризаций, так и для больших проектов, результат которых предназначен для проката на широком экране.

Колоризация советских фильмов [ править | править код ]

В 2009 году были колоризованы фильмы «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни „старики“». Показ фильма «Семнадцать мгновений весны» в эфире телеканала «Россия» начался 4 мая 2009 года. Колоризация «Семнадцати мгновений …» проходила под руководством Александра Любимова. Одновременно с колоризацией фильм был подвергнут редактированию: часть эпизодов укорочена или вообще вырезана.

Читайте также:  Бесплатные программы для дизайна сада

Фильм «В бой идут одни „старики“» был не только колоризован, но и отреставрирован. Оригинальная плёнка сначала подверглась механическому восстановлению, затем отсканирована в разрешении 2K (2048×1080 пикселей) на сканере «Imagica» в лаборатории «IVC» в Бербанке. Сканирование с 16-битной глубиной позволило взять максимальное количество оттенков серого и дополнительно очистить плёнку от 80 % механических повреждений и дефектов. Колоризация была организована компанией «Grading Dimension Pictures» и выполнена на студии «Legend Films». В работе принимали участие члены съёмочной группы фильма и группа консультантов — операторов, военных лётчиков, специалистов по военно-историческому костюму и наградам.

При колоризации постарались воспроизвести цвета советской киноплёнки 1970-х годов, но воспроизвести цвета один к одному не получилось. Дополнительную сложность представляло собой обилие оттенков зелёного цвета: до 27 в одном кадре. Стоимость работ составила около 500 000 долларов. Режиссёром и продюсером проекта выступил Игорь Лопатёнок, который отметил, что при колоризации из фильма не было убрано или добавлено ни одного кадра [10] . Премьера цветной версии состоялась на «Первом канале» (Россия) и телеканале «Украина» 9 мая 2009 года в честь Дня Победы.

Согласно результатам мониторинга TNS, рейтинг цветной версии фильма составил 11,9 % против 8,3 % у чёрно-белого оригинала, показанного «Первым каналом» 9 мая 2008 года. 89 % телезрителей положительно оценили колоризованную версию фильма. 16 мая 2011 года Голосеевский районный суд Киева по иску дочери Леонида Быкова Марьяны признал колоризацию фильма «В бой идут одни „старики“» незаконной. [11] К концу 2009 года был колоризован фильм «Золушка».

В 2010 году состоялись показы цветных версий фильмов: «Подкидыш», «Волга, Волга», «Весёлые ребята» и «Весна на Заречной улице». Работы по колоризации были проведены в Лос-Анджелесе так же по заказу «Первого канала» [12] . 23 февраля 2011 года на «Первом канале» состоялась премьера колоризованной версии фильма «Офицеры». Колоризованная версия фильма «Три тополя на Плющихе» 17 марта 2011 года вышла на DVD и Blu-Ray, а 12 июня 2011 года — на «Первом канале».

4 ноября 2011 года на «Первом канале» была показана цветная версия фильма «Цирк», 3 декабря был показан фильм «Приходите завтра…». К 2012 году по заказу «Первого канала» были завершены работы по колоризации фильма «Небесный тихоход». 10 мая 2013 года на «Первом канале» была показана цветная версия фильма «Отец солдата». 18 ноября 2017 года к 90-летнему юбилею Эльдара Рязанова в эфире Первого канала была показана цветная версия фильма «Берегись автомобиля» [12] . В настоящее время ведётся колоризация фильмов «Неподдающиеся», «Я шагаю по Москве», «Девчата», «Золотой телёнок», «Весна» и «Александр Невский».

Список колоризированных советских фильмов

В скобках указан год выхода цветной версии.

  • 1973 — «Семнадцать мгновений весны» (2009)
  • 1973 — «В бой идут одни старики» (2009)
  • 1947 — «Золушка» (2009)
  • 1939 — «Подкидыш» (2010)
  • 1938 — «Волга, Волга» (2010)
  • 1934 — «Весёлые ребята» (2010)
  • 1956 — «Весна на Заречной улице» (2010)
  • 1967 — «Три тополя на Плющихе» (2011)
  • 1971 — «Офицеры» (2011)
  • 1936 — «Цирк» (2011)
  • 1963 — «Приходите завтра…» (2011)
  • 1945 — «Небесный тихоход» (2012)
  • 1964 — «Отец солдата» (2013)
  • 1945 — «Аршин мал алан» (2013)
  • 1944 — «Кащей Бессмертный» (2014)
  • 1966 — «Берегись автомобиля» (2017)

Критика [ править | править код ]

Процесс колоризации критически воспринимается не только в профессиональной среде, но и частью рядовых зрителей, считающих, что её результат представляет собой подмену чёрно-белого оригинала, искажающую первоначальный замысел создателей фильма. С этой точки зрения технология является средством разрушения культуры, вызывая неприятие заказной колоризации, продолжающейся в России уже несколько лет [13] .

В связи с негативной критикой колоризации фильмов в одном из выпусков телепередачи «Большая разница» была сделана пародия на фильм «Семнадцать мгновений весны», который, по сюжету, «пал жертвой» неумелого раскрашивания [14] .

Колоризация фотографий [ править | править код ]

До появления цифровых технологий колоризация черно-белых фотографий осуществлялась вручную. Бумажные фотографии раскрашивались акварелью, масляными красками, цветными карандашами и пастелью. Инструментами служили кисть или распылитель. Популярность раскрашивания пришлась на середину XIX — начало XX века, пока на рынке не появились многослойные цветные фотоматериалы. Сегодня колоризация фотографий в цифровом виде осуществляется с помощью графических редакторов для стилизации или при реставрации снимков.

Колоризация фото в Европе и Америке [ править | править код ]

Первые раскрашенные дагеротипы появляются около 1839 года. Иоганн Баптист Инсенринг раскрашивал дагерротипы с помощью гуммиарабика с пигментами. Способ колоризации дагеротипов с помощью гальванизации был запатентован в 1842 году Дэниелом Дэвисом-младшим, этот же способ применял Уоррен Томпсон. Самыми популярными за всю историю раскраски фотографий стали работы Уоллеса Наттинга (начало XX века). Его студия занималась раскрашиванием пейзажей.

До Великой депрессии раскрашенные фотографии были популярным и доступным сувениром среди среднего класса в Америке и Канаде. После 1930 года колоризацией фото занимались Ханс Беллмер в Европе, Луис Маркес в Мексике. С 1960-х годов вместе с возрастанием интереса к коллекционированию и антиквариату повышается спрос на раскрашенные фото. В 1970-х колоризацией фотографий занимаются Елизабет Леннард, Ян Саудек, Кэти Варгас и Рита Деберт, Роберт Раушенберг и др.

Колоризация фото в Японии [ править | править код ]

Ручное раскрашивание фотографий было распространено в Японии в 1860—1899 годах, где продолжило традиции живописи и усовершенствовало технику акварели и ксилографии. В основном раскрашивались пейзажи, портреты, сцены повседневной жизни, затем фотографии продавались как сувениры. Наиболее известными мастерами из Японии были Феличе Беато, Чарльз Виргман, Ёкояма Мацусабуро, Адольфо Фарсари, Кусакабэ Кимби, Тамамура Кодзабуро, Утида Куити, Огава Кадзумаса и другие. [15]

Колоризуя фильм, мы привлекаем к нему дополнительное внимание зрителей, которые в иных ситуациях смотреть его не стали бы. Это очень важно, потому что современная молодежь практически не смотрит черно-белое кино. Я не говорю уже и о том, что «В бой идут одни «старики» многие из нынешних тридцатилетних и не смотрели.

Читайте также:  Выход коаксиальный цифровой что это

В мае 2009 года российский телезритель увидел то, что в будущем, возможно, будет называться «Второй с половиной революцией в отечественном кино». После звука и цвета у него появляется. Снова цвет, но там, где его, по идее, не должно было быть — в советских черно-белых фильмах.

Когда-то Эйзенштейн обычной кисточкой покрасил флаг в «Броненосце «Потемкине», но после этого любые цветовые эксперименты с черно-белой фактурой считались в отечественном кинематографе делом сомнительным. Ибо в советской школе уровень преподавания теории изобразительной культуры был достаточно высок, поэтому редко случалось такое, что кто-то решал, что, мол, Дюреру или Фаворскому не хватало красок, а потому следует добавить в их работы жизни и яркости. Эстетика цвета также разнится с эстетикой монохрома, как проза с поэзией. Попытка раскрасить Вертова могла быть похожа на пересказ Хлебникова прозой или рифмование «Войны и Мира». Однако в эпоху постмодерна многое стало возможным.

За рубежом в разные года предпринимались попытки расцветить признанные шедевры – ту же «Касабланку», например, но цветные варианты классики всегда спокойно воспринимались зрителями.

В России после белого флага в «Армии Трясогузки», на котором было просто написано «Красный», больше экспериментов с цветом не случалось. До тех пор, пока практически одновременно не были показаны по российскому ТВ расцвеченные версии фильмов «В бой идут одни «старики» и «Семнадцать мгновений весны». Тут-то зрители и узнали, насколько раньше трава была зеленее…

Общественный резонанс получился настолько сильным, что мнение о том, хорошо это – разукрашивать кино – или плохо, стали иметь даже те, кто такого кино ранее и не видел.

Чтобы восстановить справедливость и расставить все точки над i, Кинопоиск разыскал ответственного за первую ласточку цветного черно-белого кино – продюсера колоризации фильма «В бой идут одни «старики»» Игоря Лопатенка, генерального продюсера компании Grading Dimension Pictures — и спросил у него то, что так долго всех интересовало.

Игорь, говорят, что у вас в активной работе по колоризации уже запущено в работу несколько картин? Похоже, вы нашли себе хороший бизнес?

Ну, не могу сказать, что мы зарабатываем миллионы, но каждый фильм позволяет относительно быстро себя окупить – буквально в течение нескольких месяцев – и даже получить некоторую прибыль.

А как быть с творческой составляющей? Ведь считается, что фильмы выглядят так, как задумывались авторами, а вы берете и разукрашиваете их…

Не совсем так. Многие фильмы из тех, над которыми мы сейчас работаем, изначально задумывались авторами как цветные, но по каким-то причинам ими не стали. То, что «В бой идут одни «старики»» Леонид Быков задумывал цветным – известный факт, и то, что ему просто не дали пленку – доказанный факт, поэтому в каком-то смысле мы нашей работой восстанавливаем историческую справедливость. А вот, вы знаете, например, что Эльдар Рязанов сам с 1992 года собирался колоризировать «Берегись автомобиля»? Уже были готовы сториборды с подробным описанием — как что должно выглядеть вплоть до телефонного аппарата, но что-то тогда не пошло, и вот только сейчас мы этим занимаемся.

Какие фильмы вы планируете оцветить?

Все, к сожалению, не могу озвучить – договоренности с партнерами. Но могу сказать, что мы работаем над семнадцатью картинами, из которых уже сейчас можно говорить о «Берегись автомобиля», «Золушке», «Я шагаю по Москве»…

(Почти в обмороке) «Золушка» как раз является одним из тех фильмов, колоризации которого боишься больше всего. Кто тот художник, который будет подбирать цвета? Взяли бы его в съемочную группу «Золушки», живи он в то время? Ведь даже в черно-белой палитре «золушкин» художник смог в театральных декорациях сделать потрясающе яркую картинку. Что с ней будет в цвете?

Зря вы боитесь. Я видел уже готовые фрагменты «Золушки», она будет шедевральной, поверьте! Такого никто еще не видел – ни на Западе, ни в России.

А зачем вообще разукрашивать кино? Чем оригиналы-то плохи? Почему нельзя их просто восстановить?

Кино и так восстанавливают, в том числе и наши партнеры, а наш проект уникален как раз тем, что объединяет силы лучших специалистов в России и Америке — это во-первых. Мы создаем новое качество известного всем продукта, даём практически вторую жизнь старым черно-белым кинолентам – два. В-третьих, колоризуя фильм, мы привлекаем к нему дополнительное внимание зрителей, которые в иных ситуациях его смотреть не стали бы. Это очень важно, потому что современная молодежь практически не смотрит черно-белое кино. Я не говорю уже и о том, что многие из нынешних тридцатилетних не смотрели, например, «В бой идут одни «Старики». И потом, просто восстановленные фильмы, увы, не пользуются таким спросом, как хотелось бы. Мы некоторое время назад восстанавливали и «Тени забытых предков», и «Белую птицу с черной отметиной» – увы, но эти фильмы не находят своего зрителя даже на DVD: продажи катастрофически низкие. Вместе с тем, когда мы выпустили «Стариков», цветная версия, конечно, хорошо стала продаваться, но продажи черно-белой оригинальной версии выросла в разы. То же самое я слышал про «Семнадцать мгновений весны».

Хорошо, ну а как же быть с эстетикой черно-белого кино?

Я сразу хочу обратить внимание на один момент: вы относитесь к фильмам как к искусству, а мы – как к продукту культуры. Тарковский говорил о черно-белой эстетике там, где она у него была. Но Тарковский – пример неуспешного зрительского кино, его фильмы не были успешным продуктом. Он не получил зрительского признания. Многие другие авторы в чб снимали по другим причинам – например, когда пленки не было или другой не давали. Поверьте, многие фильмы не задумывались изначально как черно-белые. Если зритель боится потерять оригинальный фильм, то хочу сказать, что мы будем издавать BluRay, там будут обе версии фильмов – и оригинальная черно-белая, и цветная. Потом, мы стараемся все-таки соблюдать интересы авторов, и в случае, если они или их наследники или против цветной версии, то мы, по всей вероятности, не будем её делать. Но, хочу еще раз заметить, колоризация фильмов – не такая уж редкая вещь. Вы бы видели, каков ‘ >Куросава в цвете!

Читайте также:  Amd ryazan 5 1600 six core

Вообще я глубоко убежден, что кино по своей сути – это, прежде всего, развлечение. Для максимального эффекта оно должно задействовать органы чувств зрителя. Цветная картинка передает зрителю больше информации, больше нюансов, оттенков, акцентов. Если фильм уже в 3D, то зритель больше вовлечен. Вообще, идеальное кино должно быть шестимерным – для полного погружения зрителя.

Не боитесь переборщить и сделать неадекватный продукт?

Мы, прежде всего, стараемся не навредить фильмам, с которыми работаем. Ведь у колоризации есть такой тонкий момент, что когда зритель смотрит даже черно-белую картинку, у него в голове все равно возникает некое представление об исходном цвете, и вот здесь главное, чтобы не было отторжения. Если отторжение есть – все, конец, зритель потерян. Если отторжения нет, то уже через пять-шесть минут после начала просмотра он уже не обращает внимания на цвета. Вот я, например, извините за, может, некорректное сравнение, никогда бы не воспринял Шелленберга в коричневых штанах.

Когда мы делали «В бой идут одни «старики»», мы привлекли огромное количество специалистов-консультантов – от военных историков до участников съемочной группы фильма, провели колоссальное исследование, как и что должно выглядеть. И, конечно же, обнаружили большое количество неточностей и в самом фильме, так что нам в каком-то смысле было вдвойне тяжелее – нужно было не только восстановить реалии 1943 года, но и показать их сквозь призму съемок 1972-го.

А картинку такую блеклую у «Стариков» сделали – чтобы глаз не цеплялся за непривычно яркие цвета?

Ну, мы могли сделать любую цветопередачу – мог получиться такой Голливуд, такой Kodak. Однако на момент съемок фильма на студии Довженко использовали немецкую Agfa – это малоконтрастная пленка, её цвета по динамическому диапазону и качеству насыщенности должны были быть именно такими, какие вы видите. Может быть, мы даже немножко перестарались, но у нас по цвету был прекрасный референс – снятый Леонидом Быковым через три года в цвете фильм «Аты-баты, шли солдаты…», по которому мы получили четкую цветоустановку того времени.

Насколько дорогим оказывается проект?

По-разному. «В бой идут одни «старики»» обошелся примерно в $ 500 тыс. В среднем, одна минута колоризации стоит 3-5 тысяч, плюс есть еще множество дополнительных затрат – те же исследования, например, могут быть очень недешевыми…

А откуда инвестиции, если не секрет?

У нас преимущественно частные инвесторы.

Они довольны результатом?

Конечно! Иначе мы бы не начинали следующих проектов, и я не состоялся бы как продюсер. Мы и сами довольны. Во время показа «Стариков» по Первому каналу 9 мая при доле канала 13,9% на начало показа фильм смотрело 39%, на конец – 44. Выше рейтинг был только у Парада Победы. Для нас это очень хороший результат.

А как вы вообще зарабатываете на тех фильмах, которые колоризуете?

Это, прежде всего, продажа эксклюзивных прав на телевидение – в Россию, Украину, Белоруссию, потом мы продаем DVD-права в разные страны, скоро попробуем кинопрокат организовать.

А как же вы столько прав получили?

Сейчас могу сказать только про «Стариков». Когда мы выиграли тендер на колоризацию фильма в конце 2008 года, Министерство культуры Украины, которому принадлежат права на всю продукцию студии имени Довженко, передало нам на пять лет все права, чтобы у нас была возможность окупить затраты на восстановление.

Не боитесь провала в кинопрокате?

Наши партнеры считают, что фильмы прокатываться не будут. Я же убежден, что у восстановленных фильмов есть огромный зрительский потенциал. Знаете, ведь есть же те, кому эти фильмы интересно посмотреть на большом экране: это и те, кто просто знает и любит эти фильмы, но это и молодежь, которой, может быть, будет интересно посмотреть в кино и в цвете то, что они, может быть, не смотрели в черно-белом варианте. Пользуясь случаем, я бы хотел спросить у читателей КиноПоиска:

А вы пойдете в кино на классику советского кинематографа? Будете смотреть «Белое солнце пустыни», «Офицеров», «Чапаева»?

Я бы и сам пошел! Видели бы вы «Стариков» на большом экране! Когда мы показывали его в кино в Киеве, люди из зала выходили со слезами на глазах.

Но одновременно я немного боюсь того, что разукрашенные фильмы, хоть и будут хорошими, но будут очень далеки от первоисточника…

А вы просто относитесь к ним как к своеобразным ремейкам, тогда все станет на свои места.

Кинопоиск напоминает, что это было интервью с продюсером Игорем Лопатенком, и отдает себе отчет в том, насколько сильно обычно отличается producer’s cut от director’s cut, то есть продюсерское видение от режиссерского. Также мы понимаем чувства поклонников киноклассики, которые опасаются того, что в погоне за красотой, старое кино будет похоже на особняк Рябушинского после «свеженького евроремонта», и, тем не менее, надеемся и верим в торжество здравого смысла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector